Последние комментарии

  • Ольга Виноградова23 июля, 12:16
    Полгода назад мне попалась заметка, что все трое выжили и умерли в 90-х или нулевых не от лейкемии. Точно не помню, к...Имена 3 инженеров, ушедших в водолазных костюмах под раскалённый реактор Чернобыля, и спасших всю Европу
  • Kulyab Pravda22 июля, 17:22
    Какова их судьба, об этом ничего не написано. Есть они или их нет,  государство должно содержать их и их семьи как сп...Имена 3 инженеров, ушедших в водолазных костюмах под раскалённый реактор Чернобыля, и спасших всю Европу
  • Виталий Кирпиченко21 июля, 18:57
    Заметна истина -- бей врага нещадно, и он поймёт, что быть дружественным соседом выгодней.Печенеги: тайна исчезновения первых врагов Руси
  1. Блоги

БЫТ И ОБЫЧАИ СКИФОВ

БЫТ И ОБЫЧАИ СКИФОВ

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Основная орда была известна как царские скифы. Геродот говорит, что это были лучшие и сильнейшие и что они рассматривали других как своих рабов. Царские скифы жили «на другой стороне» (т. е. на восток)

от реки Герхос, распространившись на восток до Азова и на юг до Тавриды.

Согласно предположению Ф.К. Брюна, которое весьма вероятно, река Герхос может быть опознана как Конка или Конская, основной рукав которой вливается в Днепр с востока

the-barbarians.ruЦарский скиф

напротив Никополя, в то время как множество других нитей идут параллельно Днепру по его восточному берегу вплоть до устья Ингульца. Итак, мы можем сказать, что основная территория царских скифов находилась в Северной Таврии. Важно, что там было обнаружено большое количество богатых курганов. Однако царские скифы должны были также контролировать правый берег Днепра, поскольку несколько богатых курганов также расположены между Днепром и Бугом.

Геродот упоминает различные группы скифских племен, в числе которых – царские или царственные скифы. По словам Геродота, это были самые многочисленные представители скифской народности. Их владения простирались на юге до Таврики (Крыма), а на востоке доходили до Танаиса (Дона) и Меотидского озера (Азовского моря), где располагалось некое торжище под названием Кремны.

На севере земли царских скифов граничили с племенами меланхленов, а на западе были ограничены Днепром.

Геродот утверждает, что остальные скифские племена находились в подчинении у своих царственных собратьев. Царские скифы почитали их своими рабами. Это в первую очередь относилось к скифам-пахарям – скифским племенам, перешедшим к оседлому образу жизни и освоившим земледелие. Вероятно, царственным скифам подчинялись и скифы-кочевники, о которых также упоминает Геродот.

Сами царственные скифы, по всей вероятности, вели полукочевой образ жизни и владели крупными поселениями, чем и отличались от скифов-кочевников. Летом они перегоняли стада из степного Крыма на север, где в этот период было много корма для скота, а осенью возвращались на юг. Женщин, детей и движимое имущество перевозили в обозах, состоявших из четырехколесных повозок, крытых войлоком.

Скифы – кочевые племена, жившие (по Геродоту) в Причерноморье от левого берега Истра (Дуная) до правобережья Танаиса (Дона).Размеры Великой Скифии превосходили все существовавшие тогда государства Европы. Больше разве только у персов, но это уже Азия.

Скифы в IV тысячелетии до н. э. вытеснили из этих мест киммерийцев (или поглотили их?), а сами позже были вытеснены (или поглощены?) сарматами.

Отличались воинственностью, вольным нравом и тем, что первыми приручили лошадь и поставили ее под седло, а не просто запрягли в повозку; судя по всему, и колесо со спицами тоже изобретение вольных кочевников из донских степей.

Есть мнение, что и железо ковать начали скифы! Согласно уверениям историков, которых все чаще опровергают археологи, почти не имели городов, потому как вели кочевой образ жизни. Но все же раскопанные скифские города Причерноморья поражают воображение. В них обнаружились двухэтажные здания со всеми удобствами! Да, да, скифы знали и водопровод, и даже канализацию! И вообще, не были ни дикими, ни недоразвитыми!

В те времена, когда считавшие себя верхом цивилизации греки и римляне ходили в туниках и тогах, то есть попросту обмотанными кусками ткани, скифы носили одежду сложного покроя. Это они дали миру штаны и рукава! В суровых условиях степных зим иначе нельзя, недаром Александр Македонский не мог забраться подальше на север, рискуя отморозить себе… много чего! А скифские женщины во времена Дария давным-давно щеголяли в платьях, очень похожих на наряды нынешних донских казачек. Так кто менее цивилизован и дик?

И грамотными были! Сохранилось немало свидетельств о переписке, например, амазонских цариц с греками! Философ Анахарсис, которого греки почитали одним из семи величайших мудрецов мира (!), был дядей скифского царя Иданфирса (Антира), о котором пойдет речь в книге. Анахарсис изобрел такие полезные для человечества вещи, как плуг(!), рогатый якорь и гончарный круг (!). Ему приписывают еще много чего, но это не доказано. Вряд ли среди толпы недоумков мог появиться вдруг такой бриллиант, скорее один из беспокойных сообразительных скифов отправился к грекам пообщаться. Кстати, так и было, Анахарсис не столько учился, сколько общался и учил сам! Единственным, кого не смог «переговорить» знаменитый Эзоп, был именно Анахарсис. Вообще, когда ближе знакомишься с историей и культурой скифских народов, создается впечатление, что это умные-разумные Греция и Рим были простыми окраинами Великой Скифии, а не наоборот!

Между прочим Блок ошибся, скифы не имели ни раскосых, ни жадных глаз. На всех известных ныне изображениях (что на скифском золоте, что на греческих фресках) у них совершенно европейские лица, а любое проявление жадности и стяжательства у одного считалось настоящим позором всему роду.

И жили до Волги, а Азия, она по другую сторону. Амазонки – сначала племена (долго считалось, что легендарные), а потом просто женские отряды, не терпящие мужского превосходства над собой. Скифские амазонки не имели ни малейшего отношения к Южной Америке и реке Амазонке, просто испанцы, впервые увидев длинные черные волосы индейцев, решили, что это тоже женское войско. Амазонией издревле называли реку, на которой жили первые амазонки. После гибели в ней сына предводительницы Лисиппы реку переименовали по имени этого парня – в Танаис, а мы зовем Доном. То есть первые амазонки жили на Дону.

Прообразом девичьих венцов были как раз скифские женские остроконечные расшитые колпаки, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи. Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих курганах Северного Причерноморья (Чертомлык, Куль-Оба).

Позже они ушли к Тереку и оттуда расселились аж до Египта. Об амазонках сложено немало легенд, зачастую нелепых, начиная с их названия. По-гречески амазонка значит «безгрудая», потому как якобы они прижигали правую грудь для удобства стрельбы из лука. Но все найденные доспехи прекрасных всадниц абсолютно симметричны! А на греческих барельефах амазонки имеют нормальную грудь. И волосы у них были светлыми с рыжинкой, золотистыми, а не черными. Живя своей женской общиной, эти древние феминистки встречались с мужчинами всего два месяца в году. Сыновей, родившихся от такой дружбы, возвращали отцам (а не топили в кадушке), а дочек оставляли себе. С семи лет девочку учили ездить верхом, правя лошадью только ногами, стрелять из лука, биться мечом-акинаком и обоюдоострым топориком, вести хозяйство и… читать! Амазонки одинаково хорошо владели оружием и искусством вышивки, управлялись с лошадьми и вели переписку с разумными греками… Хороши пра-пра…бабушки? Один минус – ноги имели кривые, это точно.

Вблизи от царских скифов и берега моря скиталась другая орда, названная Геродотом скифами-кочевниками. Их место жительства находилось между устьем Ингульца и Перекопским перешейком. Согласно историку, они не сеяли и не пахали. К

западу от них, между реками Ингулец и Ингул жили скифы-георгои (земледельцы), которых греки называли борисфенитами от имени реки Борисфен, под которым тогда был известен Днепр. Часть их смешалась с греческими поселенцами и была известна как «полугреки» (Mixhellenes) к западу от скифов-земледельцев, в нижнем регионе Буга были места пребывания

каллиппидов, которых Геродот называет греко-скифами. К северу от каллиппидов в северной части бассейна Буга жили

алазоны. По указанию Геродота, образ жизни каллиппидов и алазонов был схож со скифами, за исключением того, что они сеяли злаки и ели хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо. К западу от каллиппидов на нижнем Днестре находились

Карта Восточной Европы в 200 г. до н. э., где показано расположение гетов к Северу от Дуная

места обитания тиритов. К западу от них на нижнем Дунае жили геты,

а агатирсы в Трансильвании. Как геты, так и агатирсы должны были принадлежать к фракийской этнической группе.

Бассейн Дуная еще в эпоху классической античности заселяли геты. Жившие на западной границе Великой Скифии агатирсы были, очевидно, родственны дунайским гетам. Язык гетов относят к фракийской языковой группе. Однако если это и верно, то только для эпохи бронзы, самое позднее — для ранне-железного века. Нет никаких оснований полагать, что бассейн Дуная был заселен «фракийцами» вплоть до Великого переселения народов. Имеются бесспорные свидетельства, что уже в III в. до н. э. почти весь дунайский регион принадлежал… скифам и савроматам.
В самом деле, рассказывая о походах Александра Македонского (330 г. до н. э.), Арриан пишет о Дунае: «Это самая большая из европейских рек; она протекает через многие и многие земли, образуя границу между самыми воинственными племенами. Большинство из них — племена кельтские; в их земле Истр и берет свое начало. У самых истоков ее живут квады и маркоманы, потом язиги, племя савроматов, и потом геты, дарующие бессмертие; потом большинство савроматов и потом скифы — до самого устья, до того места, где пятью рукавами Истр впадает в Эвксинское море»1.
Во времена Александра Македонского только истоки великой реки принадлежали кельтам. А весь остальной дунайский регион был занят скифами-савроматами. В начале н. э. античные источники твердо указывают, что все жители северо-дунайского бассейна являются скифами-сарматами. Как сообщает Плиний Старший:
«В ЦЕЛОМ К СЕВЕРУ ОТ ИСТРА (ДУНАЯ) ВСЕ ПЛЕМЕНА СКИФСКИЕ, однако места, прилегающие к побережью, заняли разные народы; в одних находятся ГЕТЫ, которых римляне называют ДАКАМИ; в других — САРМАТЫ, по-гречески САВРОМАТЫ (в их числе гамаксобии или АОРСЫ); в третьих — выродившиеся и произошедшие от рабов скифы или троглодиты и затем АЛАНЫ и РОКСАЛАНЫ… до тех мест, где границы германцев, поля и равнины населяют ЯЗЫГИ-САРМАТЫ, а горы и леса до реки Патисс — изгнанные ими даки»2.
В сообщении Плиния среди названий дунайских народов перечислены почти все «скифские» этнонимы. Дунайские геты (даки), очевидно, тоже были скифами. Ведь сами их имена имеют неоднократный «повтор» на всей территории Евразии (фиссагеты на Волге, массагеты на Аму-Дарье, даки к востоку от Каспия).
Неудивительно поэтому, что источники V–VII вв. н. э. постоянно «путают» дунайских гетов и готов Причерноморья, упорно считая их за один и тот же народ3. Лингвистическая путаница? Невозможно: ошибки речи не могут держаться тысячелетиями. Просто и геты, и готы были обыкновенными скифами.
Скорее всего дунайский регион перешел под контроль Скифской империи в эпоху ее расцвета, в VII в. до н. э., и тогда же, если не раньше, началось «языковое замещение». Уже геродотовы агатирсы, с одной стороны, похожи на фракийцев по нравам и образу жизни, а с другой — родственны по происхождению скифам (что предполагает и языковое родство). Во времена Александра Македонского народы Дуная, несомненно, были «скифоязычны»; конечно, они и называли себя так же, как и скифы Южной России — СКОЛОТАМИ; несколькими веками позднее это имя изменилось и стало звучать как «склавены», а в Средние века — «славяне»…
Археологические культуры Приднестровья и Восточного Прикарпатья уже в раннем железном веке обнаруживают черты родства со средневековыми славянскими; есть основания полагать, что геродотовы агатирсы, занимавшие этот регион, были славянами. Но в таком случае, славянами были также ближайшие родственники агатирсов — геты, даки, и все эти дунайско-днестровские народы представляли собой не что иное, как западную группу сарматов.
Начиная со II–III вв. н. э. на Дунае источники обнаруживают явные следы пребывания славян — в надписях встречаются чисто славянские имена; дошедшие слова дунайских народов звучат по-славянски. А ведь никаких крупных перемещений, которые могли бы устранить отсюда скифов-савроматов, не было; напротив, в эпоху «великого переселения» на Дунай опять двинулись народы Причерноморья. Так разъясняется загадка «дунайской прародины» славян.

К югу от территории царских скифов, в горах Тавриды жили тавры, воинственные люди, склонные к разбою.

Мэоты были ближайшими соседями царских скифов на юго-востоке. Их имя связано с «озером Мэотис» (Азовское море). Они контролировали степи между нижним Доном и Нижней Волгой, равно как и восточные берега Азовского моря и регион Кубани на Северном Кавказе.

Реконструкция этнической истории Северо-Западного Кавказа эпохи раннего железа и античного времени была и остается полем оживленной и острой полемики между различными «национально-ориентированными» школами и группами внутри местного научного сообщества. В настоящее время оформились и сосуществуют две основные существенно разнящиеся, а по ряду позиций взаимоисключающие концепции региональной истории указанного периода.

Одна из них, назовем ее условно «автохтонной», разработана в трудах корифея кубанской археологической науки Н.В. Анфимова и его последователей; ее придерживается и большинство современных адыговедов Северного Кавказа. Другая версия исторической реконструкции принадлежит представителям активно утверждающегося в последние десятилетия исторического кубановедения, в свою очередь ориентированных на выявление в стратах древней истории края следов собственных этнических корней, «почетных предков» и «родственников». Парадокс существования параллельных «историографических миров» – реалия сегодняшнего дня, как Кубани, так и других полиэтничных территорий Кавказа.

Мэоты рассматриваются как остатки местных племен, которые выжили в течение киммерийского и скифского периодов. Они представляли собою социальную организацию, поскольку женщины обладали решающей ролью в родовой жизни. Это было общество матриархата. Именно мэотийский матриархат дал основание легенде об амазонках, широко распространенной среди греков и записанной Геродотом. Среди мэотийских племен здесь могут быть упомянуты

синды и савроматы. Первые жили в Азово-кубанском ареале, а вторые – на нижнем Дону и нижнем Донце. Скифское владычество обеспечило мир для Западной Евразии в течение трех столетий.

Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими. Именно греки воспользовались в наибольшей степени благоприятными торговыми условиями.

Среди греческих городов, возникших как грибы на северном побережье Черного моря, наиболее ведущими были следующие:

Ольвия в устье Буга;

auction.retrobazar.comИстория Ольвии

Херсонес (Херсон) в Крыму близ современного Севастополя

≡ 4 НОЯБРЬ 2013 · РУБРИКА: АНТИЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ В КРЫМУ

ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ

А А А
Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Крым – это место, где история и современность гармонично сочетаются друг с другом, здесь туристы могут не только отдохнуть на пляжах, сделать интересные памятные фото, но и посетить различные достопримечательности. Курортный город Севастополь предлагает своим гостям прикоснуться к руинам настоящего античного города Херсонес, который был основан на юго-западном берегу Крымского полуострова в середине V столетия до н. э. На сегодняшний день на месте древнего города располагается историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический», который является не только основной достопримечательностью города Севастополь, но и историческим памятником мирового значения.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ХЕРСОНЕС

Херсонес Таврический – это древний город-государство, который был основан выходцами из Гераклеи приблизительно в 422-421 годах до нашей эры. Название города обусловлено его географическим положением и в переводе с древнегреческого означает полуостров, а определение «таврический» город получил, благодаря воинственным племенам тавров, которые жили в соседней горной местности. Херсонес Таврический был основан на Гераклейском полуострове между двумя бухтами, ныне западная оконечность этой местности носит название мыс Херсонес.

Мыс Херсонес Севастополь

Мыс Херсонес Севастополь

Этот античный город просуществовал достаточно долго и вошёл в историю не только Древней Греции, но и Древнего Рима и Византии. В период своего наивысшего расцвета с IV по II века до н. э. Херсонес Таврический представлял собой красивый город, который владел портом, активно вёл торговлю и был культурным и ремесленным центром всего западного побережья Крыма. На тот момент город окружали мощные крепостные стены, которые защищали Херсонес от набега кочевников.

Херсонес Севастополь

Херсонес Севастополь

Херсонес Таврический представлял собой рабовладельческую республику, высшим органом власти считалось народное собрание. Жители города занимались различными ремеслами, земледелием, среди них были врачи, художники, скульпторы, архитекторы, историки и даже поэты. На протяжении своего существования городу приходилось постоянно обороняться от врагов, так во II веке до нашей эры между греками и скифами шла кровопролитная война, из-за чего народное собрание приняло решение просить помощи у понтийского царя Митридата. Война была окончена разгромом скифов, а Херсонес утратил свою независимость и перешёл в правление царя Митридата.

Херсонес Севастополь

Херсонес Севастополь

В I веке до нашей эры Херсонес попадает в зависимость Римской империи и теряет демократическую форму правления, а с началом новой эры город становится опорным пунктом Рима и главным распространителем его культуры на территории северного Причерноморья. Власть Римской империи над Херсонесом продлилась практически пять столетий, за это время в городе активно возводились религиозные и общественные здания, развивалась торговля и ремесленное дело, а во II веке была построена цитадель, подсобные и жилые помещения для солдат и вторая линия оборонительных стен.

Херсонес Таврический фото с воздуха

Херсонес Таврический фото с воздуха

После распада Римской империи на Западную и Восточную в III веке Херсонес перешёл во владения Византийской империи и официально принял религию христианства. В этот период город стал культурным и экономическим центром полуострова Крым. После принятия религии в Херсонесе стали активно строится храмы и культовые здания, а для улучшения военных позиций достраивались оборонные сооружения. Херсонес часто подвергался нападениям со стороны половцев, хазаров, печенегов и киевлян. В 988 году киевскому князю Владимиру удалось взять город, где он принял крещение. В XIII веке после распада Византии Херсонес постепенно стал приходить в упадок, а в XV веке перестал существовать как отдельный город.

Пантикапей, современная Керчь,

Пантикапей

rushist.comПантикапей

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов, безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Монеты из Пантикапея

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы.

Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

на Киммерийском Боспоре (Керченский пролив). Греки покупали рабов, скот, шкуры, меха, рыбу, лес, воск и мед в Скифии; в обмен они продавали текстиль, вино, оливковое масло и различные предметы искусства и роскоши. Устья больших рек, подобных Днестру, Бугу, Днепру и Дону, использовались греками как их торговые базы, с которых они посылали в глубь территории караваны. Еще не известно, как далеко на север решались путешествовать греческие купцы. В любом случае, им было известно лишь нижнее течение Днепра; Геродот ничего не говорит о днепровских порогах. Речные пути по Дону и

Волге были очевидно лучше изучены греками. Геродот упоминает город Гелон, находящийся в глубине суши по направлению на северо-восток. Он, возможно, был расположен на нижнем Дону или на реке Донец. Судя по тому факту, что в регионе Камы были найдены предметы, произведенные в Ольвии, мы можем предположить существование живых коммерческих отношений между регионом Урала и Ольвией. Очевидно, товары из Ольвии транспортировались по земле на нижний Дон, затем переправлялись вверх по течению к точке, где Дон ближе всего подходит к Волге; оттуда они перетаскивались волоком и сплавлялись далее по рекам Волге и Каме. Можно добавить, что речной путь Дон-Волга был также важен для кавказско-

уральской торговли. Греческий город Танаис в устье Дона был важным пунктом по транспортировке товаров, идущих морем с Кавказа через Керченский пролив к речным судам для переправки на север.

Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/10

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх