Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Великие тени истори»
Вы хотите запомнить сайт «Великие тени истори»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Кто старое забудет...

Сейчас обсуждаем
Армия рабов: боевые холопы Московского царства
13 окт, 17:02
+1 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Владимир Ленин. Обычный человек
14 окт, 14:01
+3 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ: ПОЧЕМУ ГИТЛЕР НЕ ЗАХВАТИЛ АНГЛИЮ?
12 окт, 14:02
+1 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как Сталин боролся с культом личности
7 окт, 12:21
+3 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Откуда взялось воинское приветствие "Отдать честь"?
13 окт, 06:02
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Нарком Ежов критикует "палочную систему" при репрессиях. 1938 г.
11 окт, 17:02
0 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Юмор Сталина. Как шутил вождь и почему всем остальным было не смешно?
11 окт, 14:01
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Миллион заключенных искупивших вину на фронте.
11 окт, 10:01
0 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Содомиты и пьяницы..." Кто первый начал очернять русских.
10 окт, 14:01
-1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Агония. Было ли добровольным отречение Николая II?
8 окт, 09:26
+4 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Поиск по блогу

Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

развернуть

Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

Выводы главы. Источники и ссылки

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Давление сарматов в направлении черноморских степей

Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)
приобрело инерцию в третьем веке до н.э. Это был период неспокойствия во всем восточно-иранском и сакском мире.
В то время как сарматские племена начали двигаться на запад из Казахстана, парфяне восстали в Иране против греческого владычества Селевкидов (248 г. до н.э.).
Это движение сарматов на запад, начавшееся в третьем веке до н.э., было ускорено в следующем столетии общей миграцией народов Средней Евразии. Гунны, побежденные китайцами, отступили на запад и вытеснили йю-ки далее на запад в
Туркестан. Йю-ки, в свою очередь, вытеснили из Туркестана племена, которые до того поселились там. Все это способствовало миграции сарматов в черноморские степи. В первой половине второго века до н.э. сарматы подавили скифское сопротивление и сменили скифов как правителей Южной Руси.
Относительно этнического происхождения скифов нет общего мнения, сарматы же без всякого сомнения рассматриваются как иранцы. Подобно скифам, они были кочевым народом, коне– и скотоводами. Между их ордами существовало еще меньшее единство, нежели между скифами. Как в военной организации, так и в тактике, сарматы значительно отличались от своих
предшественников в Южной Руси. Также существовало и различие в художественных стилях этих двух народов. Одновременно существенно изменилась международная ситуация. Мы уже отмечали парфянское восстание против Селевкидов. Парфяне не только были способны обрести независимость, но постепенно распространили свой контроль на Месопотамию. В следующие
четыре столетия Парфянское царство должно было сыграть ведущую роль в Передней Азии. В то же время эллинистический мир подвергся угрозе с запада со стороны римлян. К началу христианской эры не только собственно греки, но также часть непобежденных Парфией народов эллинизированного Востока были вынуждены признать высшее главенство Рима.
Как раз в первом веке до н.э. римские и парфянские войска столкнулись в Месопотамии, и римская пехота оказалась беспомощной перед парфянскими всадниками. С огромными трудностями удалось предотвратить парфянское вторжение на
сирийское побережье. Постепенно расширялось римское владычество в регионе Черного моря. Несколько легионов были
расквартированы на нижнем Дунае для противодействия атакам capматов. Римские гарнизоны также располагались в греческих городах Крымского полуострова.

Многие кто интересуется историей своей Родины, известно, что на территории Юга России, жили Скифы-Сарматы. Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками.

Загадки истории: Сарматы


Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
Прежде всего, о названии народа. Что же касается названия, как “скифы”, “сарматы”, “гунны”, то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен:”Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов, следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия.

Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово “почёт”, он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите — дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам — Скифами.Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?”Куда же исчезли Скифы?Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя “сарматы” происходит от слова “сыромяты” или, точнее “сыромятники”. Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.

В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян.Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов». Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев.Закованная в тяжелые латы сарматская конница — катафрактарии — подобно танковой колонне сметала все на своем пути, а среди сарматских воинов нередко можно было увидеть женские лица.

Сарматская амазонка с двуручным мечом

В середине III века н. э. Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди них наибольшей активностью отличались готы, в движение которых были втянуты и сарматы.

Враги империи

Во II веке до н. э. сарматские племена начали активное движение на запад, и уже через столетие заняли Днепро-Донское междуречье. В союзе с другими племенами они неоднократно вторгались в пределы римских владений южнее Дуная — в провинцию Мёзия.Судя по источникам, первое столкновение сарматов с римлянами произошло в 16 году до н. э., когда римский сенатор Тарий Руф успешно отразил их натиск. Однако уже вскоре римлянам, подавлявшим Панноно-Далматинское восстание, пришлось срочно вернуть свои легионы в Мёзию и вновь направить их против сарматов и даков.В это же время поэт Овидий, сосланный императором Августом в 8 году н. э. в затрапезный городок Томы (расположен у современной Констанцы в Румынии.— Прим. авт.), отметил пребывание сарматов на берегах Понта (Черного моря). По его свидетельству, они свободно разгуливали по городу, который посещали, переправляясь по льду через Дунай. Овидию пришлось даже выучить сарматский язык.Постепенно сарматские объединения втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. К середине I века западные сарматы — языги — перешли горные перевалы Карпат и заняли равнину между Дунаем и Тисой — Венгерскую пушту. Вслед за ними к границам Рима продвинулись и другие сарматские племена — роксоланы. В это же время на днестровско-дунайских просторах появляется государственное объединение кочевников во главе с Фарзоем, который именуется царем и даже чеканит золотую монету со своим родовым знаком — тамгой. Сарматы усиливают давление на Мёзию и северопонтийские города. Воспользовавшись отвлечением основных римских сил из провинции на борьбу с Парфянской державой, войско Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой на рубеже 67–68 годов вторглись в Мёзию, где, по словам историка Тацита, «изрубили две римские когорты».
В 89 году император Домициан вновь направляет против сарматов войска после того, как ими был уничтожен легион вместе с легатом. Через три года боевые действия завершились победой римлян. О том, что в Риме с облегчением вздохнули после этой тяжелой войны, свидетельствует тот факт, что в знак победы император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сарматов с Римской империей в I веке н. э.По словам знаменитого римского философа Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения».

Загадки истории: Сарматы

Многоконные воины

В результате всех этих со бытий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, и к концу I века завершается образование «европейской Сарматии» — понятие, введенное Клавдием Птолемеем.

В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора. Яркими памятниками этих событий являются росписи пантикапейских склепов, на которых можно увидеть пылающие крепости и города, пеших и конных воинов в панцирных доспехах, скачущих всадников с развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней.

Амазонки были сарматками?

Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду.
Другие античные авторы также писали о том, что сарматки нередко выступали как военачальницы, семейные жрицы и даже боевые всадницы.Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».А историк Геродот полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с легендарными амазонками.

От сарматских женщин к нам пришли кокошники

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII — VI века до нашей эры.
«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)

Сарматы — новаторы воинского искусства.

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.

Сарматизм

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.Сегодня можно уверенно сказать, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.

Итак, вдоль широкой арки с нижнего Дуная до реки Евфрат римляне вели затяжную войну с иранцами. Одновременно римская укрепленная фронтовая линия – limes – на севере подвергалась опасности движением тевтонских племен.
В конце второго века н.э. готы закрепились на римской границе и в первой половине третьего века установили свое владычество в черноморских степях. Различные сарматские племена, занимавшие этот регион до пришествия готов, были частично завоеваны, а частично выдворены. Владычество сарматов над Южной Русью сменилось готским, а парфянская династия Аршакидов, правившая в Иране и Месопотамии, была свергнута персидским родом Сасанидов (223 г. н.э.).
Таким образом могущественное влияние степных иранцев – сарматов и парфян – пришло к концу одновременно и в Черноморском регионе, и на переднем Востоке. Однако в то время как в Южной Руси готы сменили их как правителей, в Иране и Месопотамии одна иранская группа пришла на место другой. Четвертый век н.э. стал свидетелем новых важных поворотов на международной арене Император Константин основал вторую столицу своей державы на фракийском Боспоре, где на месте старого греческого города Византия был построен новый роскошный город – Константинополь (ныне Стамбул).
Затем Римская империя раскололась на две части – западную и восточную. Именно Восточная или Византийская империя имеет для нас наибольшее значение. Ее императоры были заинтересованы как в черноморских берегах, так и в Леванте, и их дипломаты пристально следили за всеми важными делами в степном мире на севере и предпринимали необходимые соответствующие меры. Благодаря этому византийская дипломатия стала одним из важных факторов в истории Южной Руси.
Событием чрезвычайной важности для ее истории было вторжение гуннов около 370 г. н.э. Последствия этого вторжения будут рассмотрены в следующей главе. Здесь мы должны отметить значимость сармато-готской эпохи в целом для формирования восточных славянских племен. Именно в этот период на передний план выходит племя антов, которое, как мы

Славяне, анты

Анты После II в. славяне на целые четыре столетия сходят со страниц исторических источников и вновь появляются в них только в VI в. у ряда готских и византийских историков, из которых наибольший интерес для нас представляют готский историк Иорнанд, или Иордан и византийский историк Прокопий Кессарийский.

  Иордан в своём сочинении «О происхождении истории гетов или готов» (De Getorum sive Gothorum origine et rebus gestis) говорит о славянах, между прочим, следующее: «За Дунаем лежит Дакия, ограждённая, как венцом, высокими [т.е. Карпатскими. - авт.]горами, по левой, к северу обращённой стороне которых, начиная от верховьев Вислы, живёт на неизмеримом пространстве многолюдный народ виниды (vinidarum natio populosa). Хотя имена их и изменяются теперь по различию родов (per varias familias) и жилищ, однако они большею частью называются славинами и антами. Славины живут от города Новиетунум и озера, называемого Мурсианским, по самый Днестр, а на север - по Вислу; у них болота и леса заменяют города. Анты же, самые сильные из них, живут в окрестностях Понта, от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути». По Иордану, венеты (виниды), анты и славы - это три наименования одного и того же народа.

  Второй из названных выше историков VI в., византиец Прокопий в своём сочинении «О готской войне» (Gothica sive bellum Gothicum) говорит о бесчисленных народах антoв, которые занимают «дальнейшие края на север от Меотийского залива», т.е. нынешнего Азовского моря. «Перед тем, - говорит он, -славяне и анты имели одно имя, т.е. в старину они назывались спорами(Sporoi), потому, думаю, что жили расссянно. От этого они занимают такие обширные земли; и точно, большая часть земель по ту сторону Истра (Дуная) принадлежит им».

  Таким образом, судя по указаниям названных историков, к середине VI в. н.э. венеды делились на две основные группы: склавины, или склавы - западные славяне и бесчисленные анты - восточные славяне, занимавшие обширные пространства от Причерноморья и Приазовья на юге и далее во внутрь страны на север и северо-запад в неопределённую беспредельность. Правда, имя народа анты сходит со страниц исторических документов уже в начале VII в., но его следы предположительно до сих пор сохраняются в наименованиях населённых мест на русской территории в форме: Ут (село и река в Могилёвской областе), или Уты (село в Трубчевском районе Брянской области), или Утинка (в Смоленской областе) и другие.

  Учитывая географические данные Иордана (город Новиетунум, т.е. Новый город, или «Новгород», и Мурсианское озеро - по-видимому, озеро Мурсия на р. Драве, по Птоломею), территорию распространения западно-славянских племён можно определять границами древней Паннонии (территория бывшей Австро-Венгрии), Чехо-Словакии и Польши, а также на запад от р. Вислы с северной границей по побережью Балтийского моря, вплоть до р. Эльбы (Лаба), бассейна её притока р. Заалы и на юг к Дунаю между городами Регенсбург и Донауворт. В VIII-IX вв. западная граница этой территории была, по-видимому, этнографической границей, отделявшей славянские племена от залабских германских племён.

  Таким образом исторически засвидетельствовано, что названная выше обширная территория была занята к середине первого тысячелетия нашей эры венедами, т.е. племенами славян и антов. На этой территории к VI в. уже сложился в процессе племенных скрещений, культурно и этнографически выделившийся из общей массы окружающих племён, славянский народ. На основании весьма веских исторических, этнографических и лингвистических данных можно предполагать, что тот же процесс этнографической консолидации протославянских племён переживало в это время и население Балканского полуострова.

  По характеристике Прокопия, славяне и анты имели общий, весьма грубый язык, общий быт, общие верования и обычаи, общую внешность и общий духовный облик. Они сообща предпринимали набеги на римские владения и вместе участвовали в вспомогательных отрядах, двинутых византийцами против готов. Однако другие показания того же источника говорят о том, что славяне и анты представляют собою два отдельных объединения: каждое из них в своих международных отношениях живёт независимой друг от друга политической жизнью, и они не всегда поддерживали мирные, добрососедские отношения. Так, например, при императоре Юстиниане (518-627) анты одни, без славян, переходят Дунай и предпринимают набег на римские владения; анты одни, без славян, состоят на военной службе у византийского правительства и принимают участие в итальянской экспедиции; анты же самостоятельно, независимо от славян, заключают договоры с римлянами и т.д.

Анты  В антах акад. A.A. Шахматов видел предков русских славян. Акад. М.С. Грушевский видел в антах предков только украинского народа. «Решительно не могу согласиться с этим положением, - замечает А.А. Шахматов. - Распадение русского племени произошло позже появления антов в южной России; оно явилось результатом его расселения именно из тех территорий, которые были захвачены, согласно Иордану и Прокопию, антами; в последних вижу поэтому предков всего вообще русского племени». Акад. Н.И. Срезневский считал антов предками уличей и тиверцев, которых «Повесть временных лет» помещает в юго-западном Причерноморье, говоря о них: «... седяху по Бугу и по Днепру и приседяху к Дунаеви; и бе множество их, седяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря». В пользу мнения, что уличи и тиверцы были потомками антов, предположительно высказался в 1917 г. и проф. А.А. Спицын в учебном курсе «Русская историческая география».

  Более определённо по этому вопросу тот же автор высказался в 1928 г. в статье «Древности aнтов», где он толкует показание Прокопия о том, что многочисленное племя антов обитает в районе Азовского моря и далее, в смысле «где-то за Азовским морем», и притом в полосе лесостепи, на чернозёме. Именно в такой полосе, говорит проф. Спицын, «начиная от низовье Днестра и до верховьев Дона, известны древности, принадлежащие одной и той же культуре VI-VII вв., которую и приходится признавать антскою. Видимо, эта культура находится под сильным влиянием Византии, и вследствие мирового знaчения последней, если не все, то очень многие её вещи должны повторяться и у других соседних народностей как осёдлых, так и кочевых ...».

  Древнейшие источники, говорящие о лангобардах, начиная с I в. н.э., и отмечающие затем вплоть до V в. их продвижения с берегов Эльбы да юг в Моравию, Венгрию (490), Паннонию (526) и, наконец, в Италию (558), замечают, между прочим, что лангобарды в этом продвижении на юг достигли расположенной где-то на востоке страны по имени Anthab или Antaib. т.е. земли или области антов (Antorum pagus).

  Где лежала эта «страна антов», в точности неизвестно. Предположительно, исходя из показаний этих источников, которые говорят о востоке за землею бургундов, страну антов считали лежащей где-либо на Днестре (в западной части Полесья (Л. Нидерле), или же в верховьях Днестра и Сана в области лесистого Закарпатья (Ф. Вестберг). В.О. КлючевскиЙ в своём «Курсе русской истории» (т. 1), исходя из представления о Прикарпатье как «общеславянском гнезде», откуда впоследствии славяне разошлись в разные стороны, учитывая также показания «Повести временных лет» о нашествии авар на дулебов и замечания арабского географа и историка Али-Абдул-Хасан Масуди (Х в.), что одно из славянских племён, коренное между ними, некогда господствовало над прочими, и это господствовавшее славянское племя называлось валинана, т.е. волыняне, а волыняне те же дулебы, - высказался в том смысле, что дуле6ы господствовали в VI в. над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне стали зваться русью по имени глазной области в русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Таким образом, Ключевский, говоря о существовании у восточных славян на Карпатах в VI в. «большого военного союза под предводительством князя дулебов», тем самым разрешал проблему об антах в том смысле, что это были дуле6ы, а организующим центром антского племенного союза считал Волынь.

  Новейшие исследования учёных, построенные на сравнительном изучении письменных источников и материалов археологических раскопок, дали весьма убедительные основания видеть область распространения «бесчисленных антских племён» на территории лесостепной полосы от устья Дуная (она опускается здесь почти до самого Чёрного моря) и далее на северо-восток в направлении на Киев, Чернигов, Полтаву, Курск и Воронеж, причём степь освоена антами лишь частично. Это та самая территория, на которой ещё не так давно в прошлом мы видели скифские племена и на которой вскоре после антов увидим восточно-славянские племена уличей, тиверцев, отчасти древлян, полян, волынян, отчасти радимичей, северян и отчасти вятичей.

  Таким образом, как в территориальном, так и в культурно-этнографическом отношениях анты представляют собою связующее звено между скифами и позднейшими восточными или русскими славянами. О славянщине языка антов, помимо прямых показаний источников, говорят также и называемые этими источниками собственные имена антов - Доброгаст, Всегорд, Бож, Межамир, Келагаст и т.п. «Открытие изумительной приемственности культовых изображений между скифо-сарматским миром и позднейшим славянским, - замечает В.А. Рыбаков, - позволяет предполагать, что анты были неизбежным промежуточным звеном, восприявшим часть скифо-сарматских религиозных представлений и передавшим их Киевской Руси, а через неё и далее».

  У Иордана имеются и некоторые исторические подробности, касающиеся антов IV в. Он рассказывает о том, что тотчас после вторжения в 376 г. гуннов, готский король Винитар напал на антов и, хотя вначале был разбит антами, однако же потом осилил их и распял короля их Божа вместе с его сыновьями и семьюдесятью начальниками.

  С именем антского короля Божа акад. А.А. Шахматов связывал известное место в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звонячи руским златом: поють время Бусово, лелеють месть Шароканю», видя в нём отклик старого готского предания, ведущего; начало со времени, когда Винитар победил Божа.

  Впервые имя ант встречается в относящихся к III в. н.э. греческих надписях из Керчи.

  Решительный удар по могуществу антов был нанесён уйгурским племенемаваров. Когда в половине VI в. н.э. авары впервые явились на территирию нынешней Украины, они столкнулись здесь в Причерноморье с антами. Анты отправили к аварам послом своего знатного сородича Межамира (сына Идаризия и брата Келагаста). Посол Межамир гордо держал себя перед аварами, и они убили его. Этого убийства анты не сумели отомстить аварам. Поэтому авары стали ещё свободнее нападать на страну антов и в середине VI в. покорили её. Когда после этого авары ушли на запад и заняли Сирмию (впоследствии сербская область Срем), а в 568 г. всю славянскую Паннонию, анты, ставши вновь свободными, отдали себя на службу восточно-римскому императору Маврикию (582-602) для борьбы против авар и славян. Ввиду этого аварский хакан в 602 г. отправил против антов карательную экспедицию под начальством Апсиха с поручением разгромить и уничтожить этот народ.

Анты  Чем закончилась эта экспедиция, неизвестно, но имя aнтoв - народа, который ещё так недавно характеризовался Прокопием как народ бесчисленных племён, совершенно исчезло со страниц истории. О нём уже больше не упоминает ни один ни римский, ни византийский источник.

  Этот факт исчезновения антов представляется историкам своего рода загадкой. Одни из них предполагают, что аварская экспедиция Апсиха действительно совершенно уничтожила антов. Другие считают, что анты в качестве союзников римлян перешли на Балканский полуостров, были водворены здесь на жительство, а затем растворились среди болгар. Наконец, Шафарик, а вслед за ним и многие другие полагали, что под нажимом авар анты отошли в глубь России и здесь стали основою всего русского или только украинского народа, либо, по крайней мере, племени русских вятичей, которое позже выступает на верхней и средней Оке.

  Конечно, не может быть и речи о поголовном уничтожении антов аварами. Как мы уже знаем, анты были известны в Византии как самая сильная группа славянских племён, и если бы в 602 г. они действительно были уничтожены аварами, то об этом византийские историки никоим образом не могли бы умолчать. Между тем о каком-либо поражении антов аварами или, тем более, о полном их уничтожении византийские источники ничего не говорят. Гораздо естественнее предположить, что молчание византийцев об антах после смерти Маврикия было вызвано новым сложившимся здесь положением вещей. Дело в том, что до тех пор византийское правительство вело упорную борьбу за Дунай, как естественную границу, предохраняющую Восточно-римскую империю от вторжения северных варваров. В связи с этим отношения, складывавшиеся на Дунае и на его левом побережье, были предметом исключительных забот римского правительства и поэтому находили своё отражение у историков. При ближайших же преемниках Маврикия, императорах Фоке (602-610) и Ираклии (610-641), охрана дунайской границы вынужденно была снята ввиду чрезвычайных внутренних и внешних осложнений, переживавшихся в это время империей - социальной революции при Фоке и напряжённой войны с персами и арабами при Фоке и Ираклии. В это время дунайская граница не могла интересовать правительство, да в его распоряжении не было ни сил, ни средств для надлежащей её охраны. Вскоре после этого на северо-востоке византийской территории (в Добрудже, Делиормане и Герилове) возникла первая славянская держава болгар, официально признанная византийским правительством на основании договора, заключённого с болгарами в 679 г. В связи с этим сфера византийских интересов и северная граница империи отодвинулись к югу, сначала к предгорьям Старой Планины (главный Балканский хребет), а затем и далее, почти к самым стенам столицы. Поэтому анты, которые раньше сидели за Дунаем, в ближайшем соседстве с империей, перестали иметь непосредственное с нею соприкосновение, перестали существовать для неё как опасный противник, а вместе с этим прекратились и упоминания о них у византийских историков.

  Начиная со второй половины VII в., на полуострове сложилось первое славянское государство - Болгария, возникшее вначале в целях самообороны придунайских славянских племён против аварских вторжений. Несколько ранее, но в том же веке, в среде западных славян возникает племенной союз во главе с Само (627-662) для отпора хищническим насилиям тех же авар. В это время восточные славяне, объединённые в мощный антский союз племён, продолжают жить на своих прежних местах. В своём хозяйственном, культурном и общественно-политическом развитии они уже к VII в. достигают таких высот, которые дают основание историку характеризовать общий уровень их развития как высшую ступень варварства, т.е. ту ступень, которой норманны достигли, по Энгельсу, только к IX в. Тем самым антский союз племён смог заложить прочные основы для образования из своих социальных недр в IX в. первого восточно-славянского государства - Киевской Руси.

  Многие явления киевской жизни Х-ХI вв. уходят корнями в антскую культуру: земледелие, скотоводство, рабство, сожжение рабынь на могиле князя, накопление сокровищ и т.п. Киевские князья Х в. говорили на том же языке, что и анты в VI в., верили в того же Перуна, плавали на тех же «моноксилах» по тем же антским путям.

  Анты - не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры. Предшественниками Олега и Игоря были Межамир Идарич, Хвилибуд и неизвестные нам по именам владельцы приднепровских кладов.

  Начало в IX в. грабительских набегов норманнов, привлечённых богатством Киева и его окружения, норманнов, только что вступивших в ту стадию развития, которую приднепровские славяне уже изживали, никакой эпохи не составило и не могло составить. Варяги не могли составить никакой новой культуры, не могли повлиять на способ производства, на социальные отношения: горсточка искателей приключений попала в старую, устойчивую приднепровскую культурную среду и очень быстро совершенно растворилась в ней. «Варяжская закваска» - это недоброкачественный миф, созданный норманистами. Предпосылки для создания государства Ярослава Мудрого начали накапливаться не в IX в., а за триста дат до варягов, в силу чего в историю Киевской Руси надо начинать не с Рюрика и Олега, а с Божа и Межамира, с первых походов на Византию в VI в.

  Начиная с 40-х годов VII в., анты подвергаются нападениям хазар, подчинивших себе сначала славянские (антские) племена на восток от Днепра, а позже и полян на правом его берегу. По теории А.А. Шахматова, усвоенной и проф. Л. Нидерле, анты под нажимом авар и хазар отступили во внутрь России на Дон и Оку, в район, где в Х-ХII вв. сидело сильное славянское племя вятичей.

  Так представляла себе исторические судьбы антов старая наука, исходившая из представления об антах как иб одном командном племени, игравшем господствующую роль в ряду соседних восточнославянских племён. Мы же рассматриваем антов этнографически как целый комплекс восточно-славянских племён, конкретный племенной состав которого обрисовался несколько позже, предположительно с VIII в., в том виде, как о нём говорит киевский летописец. Этот комплекс племён целиком или частично входил в антский военно-демократический союз племён, имевший во главе мощную военно-дружинную организацию, возглавлявшуюся вождём, вроде уже известного нам Божа, погибшего в 376 г., или Межамира, убитого аварами в 558 г., или, наконец, Маджака, упоминаемого арабским историком Масуди, убитого византийскими войсками на Дунае в 593 г.

предполагаем, первоначально контролировалось аланскими родами, некоторые из них стали известны как рухс ас (светлые ас). Возможно, от их имени произошло позднее имя русь. В любом случае, именно с антами начинается собственно русская история.
Что же касается предшествующего времени, то история юга может быть лучше проиллюстрирована существующими источниками, нежели история севера. Главными, как и в предыдущий период, остаются археологические свидетельства. Содержание погребений сарматского периода, раскопанных археологами, не менее интересны, нежели принадлежащие к скифскому периоду.
Недавно было открыто несколько замечательных курганов сарматского времени в регионе Алтая, а также в северной Монголии. Их инвентарь многое дает для понимания различных оттенков звериного стиля в искусстве кочевников. Позднее
готы приняли сарматский полихромный стиль с некоторыми видоизменениями и в своем последующем движении на запад распространили его по всей Европе.

Наряду с изображениями в зверином стиле (главным образом сильно изогнутые тела хищников и драконов, переплетённые в напряжённой борьбе) , распространяются изображения крылатых гениев, антропоморфных божеств, растительные мотивы.
В 3 в. до н. э. появляется и во 2-4 вв. достигает расцвета характерный для сарматов "полихромный стиль"; одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и др. В полихромных ювелирных украшениях применялись также филигрань, зернь. Зооморфные мотивы постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. К концу сарматского времени (3-4 вв. ) "полихромный стиль" становится особенно пышным, а вещи грубее.

Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

Культура сарматского времени сохраняла главные черты скифской цивилизации. Сарматский «звериный стиль» отличался меньшим реализмом в изображении животных. Рисунок становился условным, похожим на контур орнамента. В ювелирном искусстве преобладали не золотые, а серебряные изделия. Для их украшения использовали драгоценные и полудрагоценные камни разных цветов — эта мода называется полихромным стилем. Она существовала долго: сарматы познакомили с ней германцев, а те — всю Западную Европу. Считается, что особенности сарматского искусства больше связаны с азиатской частью скифского мира. Это, конечно же, не случайно. Ведь в создании сарматских союзов племен активно участвовали азиатские скифы — саки, массагеты, исседоны.

Характерной чертой сарматского общества было применение графических знаков-эмблем, похожих на иероглифы или монограммы. Сарматские знаки имели значение вначале родовых, а затем семейных и личных символов. Свои династические и личные знаки имели цари сарматов, а под их влиянием такие знаки появились у боспорских царей. Сарматские эмблемы выполняли одновременно функции тамги (то есть знака собственности) и герба.

По поводу так называемых «полей погребений» славянского региона к западу от среднего Днепра: нет очевидных изменений в убранстве могил этого периода при сравнении с предыдущим. Нумизматика значительно помогла работе археологов, в особенности датировке находок. Множество римских, парфянских, сасанидских и иных монет было обнаружено в нескольких раскопанных погребениях.
Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)
Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)
Сармато-Готская эпоха (200 г. до н.э.-370 г. н.э.)

Относительно эпиграфического материала можно сказать, что в дополнение к ранее существовавшим греческим надписям экспансия Римской империи на нижнем Дунае и Черном море в первом веке до н.э. и в первые два столетия н.э. дает историку значительное количество важных данных, содержащихся в латинских надписях.

 


Источник →

Ключевые слова: Обувь
Опубликовано 23.11.2017 в 07:17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
verg
verg 23 ноября 17, в 17:02 Хорошо изкалеченая история. Все эты сарматы, савроматы, скифы, авары, аланы и т.д. - они составные племена из народа булгаров. "Скифы" это другое имя "булгаров", каторое греки написали ошибочно. Прозходит из "Аскып" -"Булгарская степ". Сарматы из Сармадийская династия булгаров. Парфяны, это кызыл булгарская династия, имя государство - Къзъйл-Бурджан или Бардым (Парфия) :
... Синът на Карт-Газан Бирулъй Джалмат-Бурджан бил приятелят на император Атай ("Атей";) - Джамъйртек, който живял 59 години (390-331 г.пр.н.е.). Неговият син Алмъйш-Алем бил субаг на Курган (Източното Прикаспие) 36 години (331-296 г. пр.н.е.). Той имал двама знаменити сина - Атрак и Българ или Арджак-Българ, който бил бий (вожд) на аварите или къйзъйл-бурджаните ("партяните, партите";) 30 години (280-250 г. пр.н.е.). Арджак-Българ имал съща двама известни синове - Арджак Джураш (Аршак Храбри) по прякор Керен ("Дракон";) и Тирджат ("Бърз кон";), или Карт-Тирджат ("Старият Тирджат";). Арджак Джуреш Керен бил шахиншах (император) на Къйзъйл-Бурджан (Партия) 22 години (250-228 г.пр.н.е.), а след него Карт-Тирджат - 17 години (228-211 г.пр.н.е.). Арджак Джураш имал двама известни сина - Тирджат и Кичи-Тирджат, от който произлязал рода Керен и Карт-Мар. Син на Кичи-Тирджат бил Хин, а негов син - Бурджан ("Вардан";), негов син - Арджан, който се оженил за Арча, дъщеря на Кичи-Бурат. Син на Арджан и Арча бил Бурат, неговият син е императорът Кутар (Готарз І), който управлявал 13 години, негов син - Хин, негов син - Кутар, който се оженил на почетна възраст за дъщерята на Бугар, Булгария. След неговата смърт за Булгария се оженил синът на Кутар, Хин, на когото тя била мащеха. Син на Хин бил Барджемишад, чиято дъщеря Уртай станала жена на Ардашир...
Синове на Карт-Мар били импереторът Кичи-Арджак Артасуз Мар Арджак (Митридат І), който бил осиновен от Арджабаш или Карт-Арджабаш и управлявал 33 години (170-137 г.пр.н.е.), и Българшах, който положил началото на рода на къйзъйл-бурджанските (партянски) бирками (главни жреци). Името "Българшах (Булгаршах)" в Къйзъйл-Бурджан произносяли също във формите "Буляршах", "Бугаршах" и "Булгашах"... Известни синове на Мар-Арджак били императорите Бурат или Кичи-Бурат, управлявал 10 години (Фраат ІІ, 137-127 г.пр.н.е.) и Санатрак, управлявал 7 години (77-70 г.пр.н.е.). Освен това Артасуз осиновил сина на Алджабаш (Приапат) Артабан или Кичи-Артабан, който бил император 4 години (127-123 г.пр.н.е.). Син на Кичи-Артабан бил Иж-Мар (Митридат ІІ), който бил император 36 години (127-87 г.пр.н.е.). Син на Санатарак бил императорът Бурат (ФраатІІІ), управлявал 14 години (71-57 г.пр.н.е.). Синове на Бурат били императорите Арат (Ород ІІ), управлявал 19 години (57-38 г.пр.н.е.) и Мар Кабакчи (Митридат ІІІ), който управлявал 2 години (57-55 г.пр.н.е.).
Синове на Арат били императорите Бугар (Пакор І), управлявал 12 години (50-38 г. пр.н.е.), и Бурат (Фраат ІV), който управлявал 36 години (38-2 г.пр.н.е.). Синовете на Бурат били императорите Буратек (Фраатак), който управлявал 6 години (2 г.пр.н.е. - 4 г. от н.е.), Арат (Ород ІІІ), управлявал 3 години (4-7), и Бунан (Ванон), управлявал 5 години (7-12)... Син на Буратек бил Могер (Мехердат)... Синовете на Мар Кабакчи били Арджабаш и Арябурджан, който имал двама известни синове - Арджабаш и Даграй (Дарий). Дагрий имал също двама известни синове - императорите Бунан (Ванон), управлявал дълго (51 г.) и Бай-Артабан (ІІІ), управлявал 26 години (12-38).
Син на Бунан бил император Заръй-Българшах (Вологез І), който управлявал 29 г. (51-80). Известни синове на Българшах били императорите Тура-Българшах (Вологез ІІ, 78-90), управлявал 12 г., Бугар (Пакор ІІ, 77-115), управлявал 38 години, Хушрау (Хосрой), който се оженил за дъщерята на Улуг-Барджемишад Килен и управлявал 20 години, и Кочлъй-Мар (Митридат ІV, 128-147), който управлявал 19 години... Хушрау, син на Заръй-Българшах от дъщерята на Карт-Хушрау Сарвар, бил съуправник на своите братя и наместник на Западния окръг на Бардимската държава. Той имал син Барджемишад... Кочлъй-Мар, който накрая станал най-силният управник от братята, покровителствал сина на брат си Бугар (Пакор ІІ) Тъйн-Българшах (Вологез ІІІ, 105-148), който пък бил съуправник на своя баща и чичо 43 години... Син на Тъйн-Българшах бил император Кочлъй-Българшах (Вологез ІV, 148-192), възпитаван предимно от Кочлъй-Мар и управлявал след смъртта на баща си 44 години... Синове на Кочлъй-Българшах били императорите Кубар-Българшах (Вологез V), управлявал 16 години (190-206), Артабан (V, 213-226), управлявал 13 години... Синът на Кубар-Българшах, женен за дъщерята на Тай-Артабан Сарвар, бил император Кьолли-Българшах (Вологез VІ, 207-227), който управлявал 20 години, а синът на Артабан (V) - император Арджабаш, управлявал 1 година (226-227).
Синове на Бай-Артабан били Каче-Артабан, Хата-Дагрий, император Яу-Кутар (Готардз ІІ, 38-51), управлявал 13 г. и император Кала-Бурджан (Вардан, 39-47), управлявал 8 години. Син на Каче-Артабан бил Нардуган...
Син на Карт-Тирджат бил император Улу-Артабан или Кичи-Арджан, който управлявал 21 години (211-190 г.пр.н.е.). Синове на Улу-Артабан били императорите Арджабаш (Приапат, 189-175 г.пр.н.е.), управлявал 14 години, и Арат-Българ, управлявал около година (190-189) и станал родоначалник на Бахрийците.
Синове на Арджабаш били император Артабан, или Кичи-Артабан, който бил император 4 години (127-123 г.пр.н.е.), Сюрен - родоначалник на Сюрените, и император Барадж или Кай-Бурат (Фраат І, 175-170), който управлявал 5 години и положил началото на рода Кайлъй. Освен това Арджабаш усиновил и отгледал сина на Карт-Мар Аргасуз Мар-Арджак (Митридат І). На свой ред Мар-Арджак усиновил и отгледал малкия син на Арджабаш Кичи-Артабан (виж по-горе)... Син на Сюрен ила Карт-Сюрен бил Керен, негов син - Уран, негов син - Татран, който имал двама известни сина - Сюрен или Яш-Сюрен и Баръйн. Яш-Сюрен се прославил с това, че със своите абдалски и фарсийски опълченци през 600 година от Буртаската ера (53 г. пр.н.е.) разбил огромната урумска армия при гард Хоррем (Карра). От това време къйзйъл-бурджаните казвали: "Нека всички български царе да приличат на Атряч, всички български победи на Хорремската, всички български крепости като Катраг (Хатра), а всички българи - като абдалите"...
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
100 лет вины перед русским солдатом

100 лет вины перед русским солдатом

14 окт 17, 11:02
+13 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
100 лет Ледовому походу Балт…

100 лет Ледовому походу Балтийского флота

13 мар, 12:20
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
100 лет назад. "Честное офиц…

100 лет назад. "Честное офицерское слово"

20 ноя 17, 11:00
+2 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать

Последние комментарии

Сергей Шпагин
Статья гнилая. а автор "редиска"
Сергей Шпагин Армия рабов: боевые холопы Московского царства
Алексей
*
Алексей Владимир Ленин. Обычный человек
viktor_kz86
Ленин падалью жил, овощем сдох, воблой высушили
viktor_kz86 Владимир Ленин. Обычный человек
Станислав Решетников
Алексей Горшков
МалоКтоЗнает после каких соб…

МалоКтоЗнает после каких событий военные корабли США не заходят «без спроса» в воды РФ. В 80-е годы прошлого…

24 фев 17, 17:30
+191 90
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РАССКАЗ О СТАЛИНЕ, ОТ ЧЕЛОВЕ…

РАССКАЗ О СТАЛИНЕ, ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВШЕГО В ТО ВРЕМЯ

12 мар 17, 22:55
+56 92
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Жестокая месть княгини Ольги

Жестокая месть княгини Ольги

23 апр 17, 17:12
+54 51
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РАНЕННЫЙ В ГОЛОВУ СОВЕТСКИЙ …

РАНЕННЫЙ В ГОЛОВУ СОВЕТСКИЙ ЛЁТЧИК ПОКАЗАЛ НЕМЦАМ «КУЗЬКИНУ МАТЬ» В ВОЗДУХЕ

21 мар 17, 10:00
+46 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сталин вышел на первое место…

Сталин вышел на первое место в списке самых великих людей человечества

21 фев 17, 11:21
+44 128
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Что нужно знать русскому чел…

Что нужно знать русскому человеку про Ивана IV Грозного?

6 май 17, 11:00
+40 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«А ты погляди в их глаза»

«А ты погляди в их глаза»

22 фев 17, 07:32
+37 17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Семейные тайны Антона Макаре…

Семейные тайны Антона Макаренко: о чем молчали потомки легендарного педагога

14 мар 17, 17:30
+31 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Гвардии рядовой Серёженька -…

Гвардии рядовой Серёженька - самый молодой солдат Великой Отечественной войны

5 май 17, 11:44
+27 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Американская тайна реки Каддафи

Американская тайна реки Каддафи

9 мар 17, 18:00
+27 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0