Что Бухарин написал Сталину перед расстрелом

 

Николай Бухарин был расстрелян в марте 1938 года. С содержанием его так называемого политического завещания, адресованного будущим поколениям, наверняка знакомы многие. Однако Бухарин оставил предсмертную записку и лично Сталину. Говорят, вождь хранил ее до самой смерти в ящике своего письменного стола.

Приговор и завещание

Николай Иванович Бухарин был арестован 27 февраля 1937 года по подозрению в заговорщической деятельности. Впрочем, к этому все шло: Бухарин был заподозрен в «нехороших поступках» еще во время Московского процесса.

Однако, как утверждает Ольга Карамова, автор книги «История и методология российской экономической науки», Бухарин упорно настаивал на своей невиновности. Он писал письма в ЦК партии и лично Сталину, но все они остались без ответа. В конце концов он признал свою вину, но в то же время не сознался ни по одному конкретному эпизоду. В марте 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР Бухарин был осужден к смертной казни.

В день оглашения приговора Николай Бухарин обратился в Президиум Верховного Совета СССР с прошением о помиловании. Согласно тексту прошения, который опубликован в издании Льва Балаяна «Сталин. Отец народа», Бухарин был согласен с вердиктом, но просил о «милосердии и пощаде». Однако решение суда оставили без изменений. Незадолго до расстрела, как пишет историк Борис Соколов в своей книге «Москва мистическая, Москва загадочная», Николай Бухарин продиктовал своей супруге А.М. Лариной политическое завещание. В нем он признался в том, что чувствует свою «беспомощность перед адской машиной», которая «пользуясь методами Средневековья, фабрикует клевету».

 

Записка с вопросом

Упомянутое выше завещание Николай Бухарин адресовал будущим поколениям. Однако многие исследователи утверждают, что революционер оставил предсмертную записку и на имя Сталина. Жорес и Рой Медведевы, авторы книги «Неизвестный Сталин», со ссылкой на А.В. Снегова, который занимался изучением документов, относящихся к последним дням жизни Бухарина, сообщают о том, что непосредственно перед казнью Николай Иванович неожиданно для всех попросил бумагу и карандаш. Последнее желание приговоренного к смерти было удовлетворено. Короткое письмо к Сталину Бухарин начал словами: «Коба, зачем тебе была нужна моя смерть?»

Если верить книге Евгения Гуслярова «Сталин в жизни», записка Николая Бухарина была обнаружена в ящике письменного стола на даче Сталина. Упомянутый выше Снегов якобы нашел ее среди пяти писем, накрытых старой газетой. Он запомнил лишь три из них: от Ленина, требовавшего от Сталина извинений за грубое обхождение с Надеждой Крупской; от маршала Тито, просившего советского вождя больше не подсылать к нему убийц, и от Бухарина. Все эти бумаги, как следует из свидетельства Снегова, Сталин хранил до последнего дня.

Правда или вымысел?

Впрочем, Борис Илизаров, автор издания «Иосиф Сталин в личинах и масках человека, вождя, ученого», называет всю эту историю с письмом Николая Бухарина всего лишь предположением. С Илизаровым согласны и Владимир Бобров, и Гровер Ферр, написавшие книгу «1937. Правосудие Сталина. Обжалованию не подлежит». Дело в том что, по мнению Боброва и Ферра, никаких документальных или иных доказательств (кроме показаний бывшего помощника Хрущева Снегова) существования как самой записки, так и того, что Сталин действительно хранил ее в столе, не имеется.

Кроме того, Владимир Бобров и Гровер Ферр обнаружили некоторые несоответствия в изложении рассказа о письме Бухарина от лица братьев Медведевых. Так, Бобров и Ферр указывают на то, что в разных очерках Жорес и Рой Медведевы пишут то о том, что записка Бухарина начиналась словами: «Коба, зачем тебе была нужна моя смерть?», то о том, что она ими заканчивалась. Медведевы также, по утверждению Боброва и Ферра, приводят вопрос Бухарина то в прошедшем времени: «нужна была моя смерть», то в настоящем - «нужна моя смерть».

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх