База СССР на Луне: главная неудача Сергея Коралёва

 
pinterest.com
 

В 1960-х в СССР разрабатывал амбициозный проект обустройства долговременной базы на Луне . Программа уже вышла на завершающую стадию, когда возникли непредвиденные обстоятельства, заставившие ученых свернуть проект.

Уникальные возможности

Сегодня строительство лунной базы является одним из главных приоритетов российской космонавтики. Несмотря на все сложности как с технической реализацией, так и с финансированием отрасли, отправка на Луну автоматических и пилотируемых аппаратов в планах на ближайшие 15 лет.

Целей, которые ставит перед собой Россия при создании лунной станции, много. Но одна из них, по мнению экспертов, может главенствовать над другими. Речь о гелии-3, который используется в термоядерных реакциях. В поверхностных слоях нашего спутника его запасы могут достигать 2,5 млн т — это значит, что для обеспечения энергетических потребностей землян его хватит как минимум на тысячу лет. База на Луне может выступать также в качестве места для проведения научных экспериментов в различных областях — геологии, биологии, астрономии.

 

Впервые идея организации лунной базы возникла у Константина Циолковского, но планы по освоению Луны стали обретать реальные очертания лишь после войны. Рассматривались проекты ракетных двигателей, спускаемых аппаратов, лунных жилищ, систем жизнеобеспечения. В начале шестидесятых Сергей Королев изложил свои взгляды на освоение Луны, а также на разработку и использование лунных ресурсов. Конструктор настаивал на создании постоянно действующей лунной базы.

В 1962 году Королев поручил ГСКБ «Спецмаш», которое возглавлял Владимир Бармин, разработку проекта лунной базы. Бармин был известен тем, что руководил проектированием стартовых площадок, откуда отправлялись покорять космос все советские ракеты. Его проекты отличала простота и надежность. Такой должна была стать и лунная станция. По слухам, Бармин отказывался начинать проект, пока не будет известна ракета-носитель. Королев его успокоил: «Вы занимаетесь базой, а я решу, как доставить ее на Луну».

Проект получил название «Звезда», хотя в узких кругах встречались и другие наименования — «Колумб», «Барминград». В документах ГСКБ «Спецмаш» проект значился как «ДЛБ» (Долговременная лунная база). «Звезда» по-прежнему считается самым серьезным проектом освоения нашего спутника.

Эксплуатировать лунную станцию намеревались в первую очередь в научных целях, хотя ряд исследователей предполагает, что база могла стать идеальной площадкой для размещения ракетных комплексов и отслеживающей аппаратуры, которые были бы вне досягаемости земных средств поражения. Летчик-космонавт Алексей Леонов признает, что на Луне планировалось оборудование стартовых площадок, которые могли служить как для гражданских, так и для военных целей.

 

«Лунный поезд»

Место для лунной станции должно было выбираться с помощью автоматических аппаратов. Сначала предполагалось провести картографирование участка, затем забор лунного грунта с места предполагаемого расположения базы и лишь потом обследование района будущего строительства с помощью луноходов.

Первопроходцем на Луне должен был стать тяжелый беспилотный луноход, который спроектировали для выполнения подготовительных работ. Специально для этой машины на Ленинградском институте авиационного приборостроения был разработан сканер, который мог фиксировать препятствия и принимать решение о дальнейшем маршруте.

 

Небольшие транспортные средства для перемещения по поверхности Луны должны были частично работать от солнечных батарей, частично от аккумуляторов. Однако машины, предназначенные для перевозки крупногабаритных грузов и экипажа на дальние расстояния, планировали оснастить мобильными атомными реакторами. Так был разработан «лунный поезд», в проекте которого прослеживаются аналогии с моделью санно-тракторного поезда, используемого советскими полярниками в Антарктиде.

В отличие от «полярного трактора», «лунный поезд» не мог быть оснащен гусеницами, так как на Луне сила тяжести в шесть раз меньше земной — его движение должны были обеспечивать колеса. При этом каждое колесо по проекту имело собственный электромотор, чтобы отказ одного или нескольких колес не парализовал общий ход. «Лунный поезд», помимо тягача с ядерным движком мощностью 10 кВт, предполагал наличие буровой установки и жилого вагончика, где должны были обитать строители базы.

 

Главное — комфорт

На начальном этапе планирования базы конструкторы предполагали оборудование лунных жилищ в естественных пещерах или нишах, однако вскоре отказались этой идеи, так как на поиски подходящего места и его обустройство могли уйти многие годы. Решили пойти по пути строительства антарктических станций, учитывая при этом колоссальный перепад дневных и ночных температур на земном спутнике.

Были отвергнуты прямоугольные формы конструкций будущих лунных жилищ — их место заняли сферические и цилиндрические модули. Согласно проекту, длина обитаемых модулей достигала 8,6 м; диаметр — 3,3 м; полная масса — 18 т. На Луну доставлялся укороченный блок длиной не более 4 м, на месте, благодаря металлической гармошке, он растягивался до нужной длины. Всего было запланировано 9 модулей, каждый имел конкретное предназначение: лабораторный, хранилище, мастерская, камбуз, столовая, медпункт со спортзалом и три жилых помещения.

 

Интерьер в целях уменьшения тяжести грузов предполагалось наполнять надувной мебелью; жилые ячейки, по рекомендации психологов, проектировались для двух человек. Ощущение замкнутого пространства, которое неминуемо бы появилось у обитателей модулей, должно было нивелироваться за счет специально подбираемой цветовой гаммы и новых видов освещения. Участвовавший в разработке концепции помещений Алексей Леонов предлагал соорудить в одном из модулей небольшой бассейн. Полноразмерный макет лунной базы был создан на территории ГСКБ «Спецмаш» и очень понравился космонавтам.

Работа на лунной станции должна была вестись вахтовым методом — 6 месяцев двумя командами космонавтов по 12 человек в каждой. Известно, что уже были подобраны экипажи для лунных кораблей, а полеты планировались на конец 1980-х. Проект Бармина был на высокой стадии готовности, однако подвела сверхтяжелая ракета-носитель Н-1, с помощью которой база должна была доставляться на Луну. Программа была закрыта 24 ноября 1972 года, когда аварией закончился уже четвертый по счету запуск «лунной ракеты» Н-1. В это самое время Соединенные Штаты готовили шестую и последнюю высадку людей на Луну. Проект «Звезда» стал самой крупной неудачей Сергея Павловича Королева, реализация идеи строительства лунной базы была отложена до лучших времен.

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх