Зачем французы финансировали восстание Емельяна Пугачёва

Советская историография трактовала восстание под предводительством Емельяна Пугачёва как крестьянскую войну и вписывала её в логику классовой борьбы. Затем взгляд на события стал более объёмным и неоднозначным, а в последнее время находятся желающие и вовсе объяснить восстание происками недружественных России спецслужб.

Участвуют широкие народные массы

Один из основных аргументов — Пугачёв назвался Петром III и его кто-то надоумил. Емельян не был тёмным, дремучим человеком. Профессиональный военный, он в армии был в статусе младшего командира.

Да и в воспоминаниях он остался как умный, неординарно мыслящий человек. А понять, что за безвестным казаком, в отличие от чудом спасшегося императора, никто не пойдёт – много ума не надо. Бросая вызов Екатерине II, нужно было противопоставить ей соответствующий уровень и заявку на легитимность.

Отмечают, что императрица называла Пугачёва «маркизом» и это, мол, неспроста. Звание дворянское, да ещё французское… Что-то здесь нечисто! Просто Екатерина II была интеллектуалкой, острой на язык – отсюда и саркастическое прозвище.

Для спецоперации восстание Пугачёва носило слишком массовый характер, в него были вовлечены десятки тысяч человек и огромные территории Поволжья и Урала. На стороне Емельяна выступили казаки, крестьяне, мелкие дворяне, ремесленники, башкиры и татары. Войско Пугачёва сражалось упорно, держалось стойко —наймиты так не дерутся — им жизнь дороже, ведь погибнув, не сможешь использовать полученные от заказчика деньги. Восстание бушевало два года, 1773 – 1775 и было с трудом подавлено лишь после посылки против восставших специального усиленного контингента.

Казнь Пугачёва в Москве конспирологи рассматривают как доказательство важности пугачёвской персоны. Вот тут они вряд ли ошибаются. Казнь бунтовщика, о котором знало пол-России, где-то на задворках империи могла не дать нужного эффекта. Неровен час, появился бы «чудом спасшийся Пугачёв» и всё пошло бы на новый круг. Публичная казнь в столице снимала эти риски, но место казни никак не указывает на наличие иностранного заговора.

 

Кто руку приложил?

Вместе с тем, обнаруживаются следы участия в восстании французских и османских спецслужб. И это не нахождение в рядах восставших считанных иностранцев – мало ли, каким ветром туда разного рода аферистов занесло?

В первую очередь – деньги. Александр Пушкин в своём исследовании пугачёвского бунта пишет о 17 бочках медных денег с профилем «Петра III» и надписью на латинском языке. Вряд ли сами восставшие могли отчеканить такие монеты.

Действительно, весьма деятельное участие в поддержке пугачёвщины принимала Франция, о чём свидетельствует секретная переписка французского посланника в Петербурге Дюрана де Дистрофа с французским королевским двором. Документы хранятся в Архиве Министерства иностранных дел Франции в Париже. Франция рассматривала Россию и лично Екатерину II как врага и была рада насолить геополитическому, как сказали бы сейчас, сопернику.

Французы воевали на стороне польских конфедератов, участвовали в войне на стороне турок. При этом Версаль не спешил с помощью, внимательно наблюдая за развитием событий. И когда восстание набрало силу, было решено Пугачева поддержать. В частности, в марте 1774 года князь Голицын отправил графу Панину сообщение о содержании письма графа де Сен-При к князю де Рогану, в котором приводились данные о том, что французские офицеры в турецкой армии готовы оказать ограниченную военную поддержку «Петру III». Не обошлось без финансирования бунтовщиков французской стороной, как минимум, речь идёт о 50 тысячах франков. Французские газеты называли Пугачёва не иначе как «Пётр III».

Свой интерес имела и Турция. Войска, связанные операциями против Пугачёва, не могли быть переброшены на русско-турецкий фронт. Кроме того, столь масштабный бунт в тылу подрывал ресурсы Российской империи в целом. Ряд историков считает, что именно из-за восстания Россия заключила поспешный мир с Турцией в 1774 году.

Впрочем, при желании можно найти в пугачёвщине и польский, и крымско-татарский след. Не обошлось без участия русских старообрядцев. В войске Пугачёва их было немало.

Странно было бы, если бы все заинтересованные стороны не использовали в своих интересах столь масштабное событие. Но искать причины пугачёвского восстания стоит в действиях Екатерины II и сложном положении самых разных слоёв населения тогдашней России.

Константин Барановский

https://russian7.ru/post/zachem-francuzy-finansirovali-vosst...

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх