Петр Полоз: за что на самом деле Хрущев казнил Героя Советского Союза

 
 

Есть несколько версий совершения этого странного преступления. Не менее интересна и мотивация судьи, выносившего расстрельный приговор – предполагают, что ему давали соответствующее указание напрямую из ЦК КПСС.

По данным информационно-аналитического издания «Крымское эхо», военный летчик Петр Полоз отличился еще в боях на Халхин-Голе, сбив там японский самолет, за что его наградили орденом Ленина. В Великую Отечественную офицер дослужился до командира эскадрильи и звания подполковник.

В общей сложности за время ВОВ Полоз совершил несколько десятков боевых вылетов, был неоднократно ранен, горел в своем сбитом истребителе. По разным данным, им лично сбито от 7 до 13 гитлеровских самолетов.

Золотую Звезду Героя Петр Полоз получил в начале 1942 года за участие в обороне Одессы. С середины 1942 года он находился на инструкторской службе, куда был переведен после серьезного ранения, полученного в одном из боевых вылетов. После увольнения в запас Полоз жил в Киеве, служил в гражданской авиации.

Как писал в своей книге «Расстрелянные герои Советского Союза» Тимур Бортаковский, у Петра Полоза были довольно сложные отношения с женщинами. Бортаковский приводит данные, что подполковник женился четырежды, первый раз еще до войны. Однако эти браки каждый раз оказывались недолговечными из-за вспыльчивого характера Полоза, постоянно ревновавшего своих жен. В книге писателя есть воспоминания знакомых и друзей Героя Советского Союза, которые упоминают о его постоянной подозрительности и недоверии по отношению к женскому полу.

Бортаковский собрал в своей работе сведения, указывающие на то, что последняя жена Петра Полоза могла сыграть роковую роль двойном убийстве, совершенном летчиком.

 

В книге «Расстрелянные герои Советского Союза» приводятся воспоминания одного из сослуживцев Петра Полоза, рассказывавшего о его жизни в 1962 году, в последние месяцы перед той трагедией, а также выдержки из интервью СМИ адвоката подсудимого. В совокупности эти сведения всего лишь отчасти проливают свет на то, что случилось в день убийства.

Сослуживец утверждал, что Полоз на тот момент развелся со своей последней женой, но та продолжала жить с ним в одной квартире. После очередного конфликта женщина якобы поспособствовала госпитализации отставного офицера в психиатрическую больницу, откуда его вызволил товарищ, задействовавший для этого свои связи. Полоз находился в подавленном состоянии, жаловался на свою бывшую жену.

Убийство Полозом двух человек, произошедшее летом 1962 года, случилось во время застолья. У охранника главы государства Хрущева Фомичева киевская квартира была в том же подъезде многоквартирного дома, что и у Полоза. Адвокат Семен Островский, защищавший Героя Советского Союза на суде, в одном из своих интервью говорил о наличии множества темных пятен в истории данного конфликта. Хотя в обвинительном приговоре и говорилось, что Петр Полоз застрелил из охотничьего ружья Фомичева и его жену по причине ревности и из мести, к делу была подшиты результаты экспертизы о наличии у обвиняемого параноидальной шизофрении, до конца выяснить мотивы отставного офицера так и не удалось.

Сам Полоз о причинах своего поступка не распространялся, его бывшая супруга тоже упоминала о них вскользь, не вдаваясь в детали. Островский считал, что следствие и суд и не предпринимали никаких действий для выяснения данных подробностей, а надо было бы – по мнению защитника, именно эта женщина спровоцировала трагедию. Адвокат упирал на судебных заседаниях на то, что двойное убийство было совершено в состоянии аффекта, напоминал о героическом прошлом Петра Полоза. Однако, по его словам, обвиняемый не только не поддержал версию защиты, а напротив, заявил в своем последнем слове, что сам хочет, чтобы его расстреляли – он этого заслужил. В итоге при вынесении приговора о расстреле осужденного суд не нашел никаких обстоятельств, которые бы смягчали его вину.

Островский заметил, что с самого начала уголовное дело, возбужденное в отношении Петра Полоза, находилось на особом контроле ЦК КПСС – Хрущев дорожил Фомичевым и явно следил за тем, как идет следствие. Косвенно это подтвердил и генпрокурор Руденко, рассматривавший протесты на вынесенный расстрельный приговор – Островский был у него на приеме.

Через несколько месяцев после вынесения приговора Петр Полоз был расстрелян. Посмертно его лишили звания Героя Советского Союза.

Николай Сыромятников

https://russian7.ru/post/petr-poloz-za-chto-khrushhev-kaznil...

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх