Великие тени истории

7 049 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Кур
    Ну и чушь! Испокон века на Руси существовала крестьянская община, также были и единоличники. Каждый крестьянин мог са...Батраки и кулаки ...
  • Мюмзик !
    Спасибо! Читала, что его выдал свой, позавидовав славе героя...Николай Кузнецов:...
  • Отари Хидирбегишвили
    (Часть-1)Розалия Самойловна Землячка, урожденная Залкинд, появилась на свет в 1876 году в весьма состоятельной еврейс...Розалия Землячка ...

Пощечина общественному вкусу

В начале 20-х годов прошлого столетия во Франции произошла настоящая революция. Нет, реки крови не текли, да и правительство никто не сверг, просто в искусстве появились сюрреалисты. Показы фильмов задом наперед, картины, ломающие границы сознания, и дерзкие перформансы – молодые художники развлекались как могли.  

Пощечина общественному вкусу

Джоконда с усами

Одной из первых «пощечин общественному вкусу» сюрреалистов стала картина Марселя Дюшана «Джоконда с усами». Слегка приукрасив шедевр да Винчи, Дюшан написал на нем буквы L. H. O. O. Q. Если прочитать их быстро, то получится французское «elle a chaud au cul», что можно перевести как «у меня горячие бедра». Отсылки на эту картину не раз делали коллеги по цеху Дюшана — полотно стало настоящим символом иконоборчества.

Фото 1.jpg
«Джоконда с усами» Дюшана

Не упускал возможности шокировать публику и Рене Магритт. Его картина «Вероломство образов» не раз заставляла задуматься даже самых искушенных зрителей. На ней изображена трубка с надписью «это не трубка» — своеобразный вызов, демонстрирующий окружающим, что образ предмета еще не является самим предметом.

На картине Магритта с трубкой написано «это не трубка»

Любил Магритт и похулиганить. Например, на полотне «Философия будуара» поверх нижней рубашки неожиданно проявляется обнаженное женское тело.

Многие сюрреалисты коллекционировали порнографические открытки — в этом они продолжали традицию, которая началась еще с Эдуарда Мане.

Фото 2.jpg
«Вероломство образов» Магритта

Чудак Дали

Королем эксцентричных выходок был Сальвадор Дали. Однажды он заявил: «Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я — Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?» В 1934 году он приехал в Нью-Йорк и прошелся по центру города с двухметровым батоном в руках.

В те же годы от живописи художник перешел к созданию настоящих сюрреалистических объектов — тут вам и смокинг-афродозиак, который Дали увешал винными бокалами, и телефон-омар, и тот самый знаменитый диван-губы. А в 1936-м он заявился на лекцию в рамках лондонской Международной конференции сюрреалистов в водолазном костюме, в котором едва не задохнулся. Свой необычный наряд художник прокомментировал вполне серьезно: «Так будет проще спускаться в глубины подсознания».

Фото 3.jpg
Посередине — Сальвадор Дали в костюме водолаза

Однажды в дом Дали в Коста-Браво заглянул репортер. Художник предложил ему взобраться на дерево, чтобы усесться поудобнее — на нем были подвешены два стула. И даже из своей смерти знаменитый сюрреалист умудрился сделать перформанс. Его тело замуровали в полу в музее, посвященном художнику, в городе Фигерас. Дали завещал похоронить его так, чтобы по его могиле могли прогуливаться люди.

Тело Дали замуровано в музее, посвященного художнику

Мозговой штурм по-сюрреалистски

Сюрреалисты были не только художниками, но и писателями. Например, именно они при создании поэмы «Магнитные поля» изобрели способ написания «автоматического текста». Авторы текста Андре Бретон и Филипп Супо записывали свои мысли и ассоциации без каких-либо пометок и знаков препинания. Эту идею подхватили другие писатели и художники.

Сюрреалисты изобрели технику автоматического письма

Из техники автоматического письма берет начало современный мозговой штурм, который часто применяют при создании рекламы. Еще один необычный способ создавать сюрреалистичные тексты сами художники называли «великолепный труп». Как в детской игре, они по очереди дописывали слова на листе бумаги. В результате получалась глубокомысленная бессмыслица.

 

 

Фото 4.jpg
Листовка дадаистов

Одновременно с сюрреализмом во Франции появился дадаизм. Одни из них создавали коллажи, высыпая на лист бумаги в случайно порядке цветные четырёхугольники, другие — разрезали газеты на слова и доставали их вслепую, в надежде получить стихотворение. В 1921 году дадаисты устроили выставку в Париже, которую провели в кромешной темноте. Организаторы беспрестанно мяукали, играли в салочки и время от времени зажигали спички. А специальный человек за ширмой громко ругал всех присутствующих.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх