Допустим, вы получили пулю в живот. Вы идёте к врачу. Он стягивает с вас штаны и начинает закачивать водород в вашу задницу. А потом он поджигает вас. Звучит знакомо? Нет? Тогда вы обратились не к тому врачу.
Позвольте представить вам доктора Николаса Сенна, американского хирурга и основателя Ассоциации военных хирургов Соединённых Штатов. Он был президентом Американской медицинской ассоциации в 1897-1898 годах и главным хирургом Шестого армейского корпуса во время Испано-американской войны в 1898 году.
Во время войны Сенн часто сталкивался с огнестрельными ранениями в живот у своих пациентов. Не имея надлежащих диагностических инструментов (рентгеновские лучи только начинали использоваться в медицине), Сенн и его команда врачей не могли определить, была ли проникающая рана «простой» или осложнена повреждением желудочно-кишечного тракта. Повреждения кишечника не сопровождалось какими-либо надёжными симптомами, на основании которых хирурги могли бы поставить положительный диагноз, а висцеральные раны не были видны при обычном физическом осмотре.
Сенну пришла в голову идея, что рану в кишечнике можно обнаружить точно так же, как специалист находит утечку в газовой трубе. Он предложил надувать кишечник безвредным газом, вводимым в прямую кишку.
Николас Сенн сначала провёл несколько экспериментов на собаках. В этих экспериментах животных привязывали к операционным столам, подвергали анестезии, а затем стреляли в живот с близкого расстояния из револьвера 32 калибра. Сразу после этого в прямую кишку животного вводили шланг, соединённый с наполненным водородом резиновым баллоном, и газ медленно закачивался в кишечник. Когда к ране подносили открытое пламя, выходящий газ вспыхивал ровным голубым пламенем, указывающим на то, что пуля пробила кишечник.

«Под давлением 0,4 килограмма почти 6 литров газа были закачаны в прямую кишку. Газ, оказавшись в прямой кишке, вызывал просто чувство вздутия, но как только он попадал в подвздошную кишку, начинались коликообразные боли, которые усиливались во время вдувания и прекращались только после того, как весь газ выходил, что происходило только через полтора часа. Когда кишечник и желудок раздувались, ощущения были мучительными и сопровождались слабостью, которая вызывала обильное липкое потоотделение. Большая часть газа выходила из организма в результате отрыжки, после чего следовало огромное облегчение. Колики, возникавшие, когда тонкий кишечник раздувало от газа, были вызваны усиленной перистальтикой, связанной с попытками избавиться от содержимого, поскольку она всегда принимала прерывистый характер и быстро утихала после выхода газа.
Хотя первый пациент, 27-летний чернокожий мужчина с огнестрельным ранением в живот, не выжил, сама процедура была успешной и в конечном итоге нашла применение в военной хирургии для обнаружения ранений кишечника у солдат. Методы доктора Сенна устарели только тогда, когда рентгеновские лучи стали стандартным диагностическим инструментом.
Николас Сенн был пионером в области хирургической медицины. Он занимался экспериментальными исследованиями острого панкреатита, пластической хирургией, онкологией головы и шеи, а также лечением лейкозов с помощью рентгеновских лучей. Он всячески поддерживал проведение операции по удалению аппендицита на ранней стадии, что не было в то время общепринятой практикой. Он также подчеркнул важность оказания первой медицинской помощи, впервые введённой в армию немецким хирургом Фридрихом фон Эсмархом в 1870 году. Сенн часто цитировал немецкое изречение: «Судьба раненого зависит от того, кто наложит первую повязку».
via masun
Свежие комментарии