Как русский авантюрист влюбил в себя германский высший свет

Попался интересный персонаж, один из подлинных Остапов Бендеров эмигрантской эпохи. Делюсь с вами.

Александр Анатольевич Зубков (Alexander Zoubkoff) родился 25 сентября 1901 в городе Иваново-Вознесенск, Российская империя. Сведения о том, чем он занимался до революции, к какому сословию принадлежал и чем занимался во время Гражданской (то есть самое интересное о сложении личности человека), в википедии не указаны, однако умные люди раскопали.

Но главное, в 1927 году 26-летний Александр Зубков женился на 61-летней принцессе Виктории Прусской.

Виктория была дочерью германского императора Фридриха III и его супруги Виктории. Приходилась младшей сестрой будущему кайзеру Вильгельму II. Имя получила в честь своей бабушки, королевы Виктории.

Виктория в 1885 году.

В 1890 году вышла замуж за немецкого князька Адольфа Шаумбург-Липпского.

Свадебная фотография с первым мужем.

В 1916 году принц Адольф Шаумбург-Липпский умер, и Виктория осталась одна — детей у них не родилось. В 1918 году её брат кайзер был свергнут с престола, но она осталась жить в Германии.

Пожилая вдовая принцесса Виктория проживала во Дворце Шаумбурга, ныне официальной резиденции федерального канцлера Германии в Бонне.

И вот, в 1927 году познакомилась с нашим героем Зубковым.

Русские эмигранты-журналисты и мемуаристы вот что сообщали о занятиях Зубкова: что он промышлял в качестве «светского танцора» (танцевал в ресторанах за плату с дамами, не имеющими кавалеров), что он был танцор из берлинского ночного дансинга. Эмигрантские газеты писали, что он подрабатывал двойником Руди Валентино. Пресса вообще писала о нем очень много, не только русскоязычная, а вся европейская -- красавчик жених принцессы, это ж так интересно.

Второй брак принцессы Виктории 19 ноября 1927 года с русским красавцем, который катал бабусю на своем мотоцикле, стал причиной громкого скандала в германском обществе.

Спустя несколько месяцев, за которые Зубков успел промотать значительную часть средств супруги, их брак распался (пишут про Монте-Карло и кокаин). Он устроил кутеж с избиением в немецком ресторане, избил мальчика-слугу, был арестован.

И в итоге был выслан из республиканской Германии в марте 1928 года (видимо, из-за скандалов и отсутствия нормальных документов), либо уехал сам добровольно, опережая власти.

Супруги (раскрашенное фото).

Он уехал сначала в Брюссель (причем вроде бы с некой «молодой секретаршей»), где был арестован из-за плохого паспорта, и вынужден уехать по приказу правительства.

А затем Зубков отправился в Люксембург, где, по некоторым сведениям, собирался ждать воссоединения с женой, которая написала о нем великой герцогине Люксембургской. Но пожилая дама не приехала, возможно, ее не пустила родня. Виктория осталась в Бонне, из-за долгов мужа была вынуждена продать свой роскошный дворец и переехать в маленький домик. В итоге в Люксембурге Зубков работал официантом в ресторане, на рекламной вывеске которого красовалось: «Вас обслуживает зять кайзера». Владелец кафе, кстати, говорил, что вначале это публику привлекало, а потом они сняли надпись, потому что все уже привыкли.

В 1928 году Зубков выпустил мемуары в стиле плутовского романа — Mein Leben und Lieben. Вот здесь вроде кратко пересказывается, что он там понаписал о жизни во время Гражданской: подвалы ЧеКа и прочая классика.

После свадьбы принцесса подписывалась именем Виктории Зубковой (Viktoria Zoubkoff), продолжила так именоваться и после расставания с супругом. И под этим именем выпустила в 1929 году свои мемуары (Was mir das Leben gab — und nahm). В том же году она умерла, говорят, с его именем на устах. Не понятно, развелись они официально или нет. Встречается информация, что она начала процесс по этому поводу незадолго до своей смерти, но не успела осуществить.

В своих мемуарах она пишет о бывшем супруге с нежностью: «Особое благоволение Провидения, опять подарило мне милого спутника жизни, наполняющего мою жизнь новыми интересами и рассеявшего одиночество, от которого часто страдают в пожилом возрасте те, кто прежде стояли в центре жизни. В конце 1927 года я вышла замуж за русского джентльмена, барона Александра Зубкова».

В 1930 году газеты пишут, что вдовец Зубков вновь обручился -- на сей раз с хорошенькой барменшей, своей коллегой. Всему, что пишут газеты того времени, верить, конечно, нельзя, но общую канву они передают. Например, еще в 1930 году, по их словам, он получил сумму размером около 750 английских фунтов от семьи принцессы за то, чтобы вернуть ее письма.

В 1933 году Зубков стал первым парашютистом в Великом Герцогстве Люксембург, совершив прыжок с парашютом в рамках авиашоу. Участие в шоу и в дальнейшем служило ему источником средств для существования. (Вот документы относительно прыжков).

Умер он 28 января 1936 в возрасте 34 года в Люксембурге. Лондонская газета сообщает об этом уже через два дня, указывая лишь, что он «умер в бедности», но не говоря о причинах смерти. В более поздних публикациях причин смерти тоже что-то нету.

Фото Зубкова на авиашоу.

В 2005 году издательство Bouvier в Бонне выпустило мемуары их обоих (фото обложек выше). Жалко, не в одном томе, а раздельно, было бы концептуально.

***

Вот здесь большая статья на русском Александра Данилевского «Зубковиана Дона Аминадо».Из этого замечательного текста на 19 страницах, который сцуко мне нагуглился уже после того, как я накатала этот пост, мы узнаем, что ведущие эмигрантские газеты подробно освещали перипетии необычного брака, но при этом безбожно врали ради сенсационности. Собственно, статья Данилевского — про трудившегося в одной из таких газет сатирика Дона Аминадо, который посвятил Зубкову около десяти публикаций -- фельетонов и стихов (по ссылке есть).

Он был эмигрантом, о дети!

Она же принцессой была.

Но был он в соку и в расцвете,

Она же давно отцвела.

Ей княжеский титул оставил

Во склеп удалившийся муж.

А он был обычным Зубковым,

И был еще Сашей к тому ж (…)

Из этой 19-страничной литературоведческой на самом деле статьи мы узнаем, что по собственным словам, родился Зубков в Иваново, в семье богатого текстильного фабриканта и некой шведки из Упсалы, в Москве изучал медицину, в 1921 году бежал из Советов в Ревель, потом к родне матери в Швецию. После работал в Германии мойщиком посуды, матросом и разнорабочим, но отрицал, что был танцором -- по его словам, он танцует плохо, и это расстраивает его жену. Однако парижские «Последние Новости» в 1927 году пишут: «В Братиславе проживает русская беженка Зубкова, являющаяся, по ее словам, сестрой мужа принцессы Виктории. Зубкова уверяет, что ее брат был коммивояжером в России, был женат до брака с сестрой Вильгельма. Первая жена Зубкова, с которой он не развелся, находится якобы в эмиграции. Отец Зубкова сапожник и живет в Москве».

Тише. Ни звука. Ни слова.

Снова над Западом ночь.

Бедного Сашу Зубкова

Взяли и выслали прочь.

Кончик бильярдного кия

Очень печально торчит.

Жертва зеленого змия,

Саша угрюмо молчит. (…)

У Данилевского причина смерти персонажа тоже не озвучена. Мотоцикл, парашют, аппендицит, голод, сбежал в Аргентину, пустив ложный слух? Приглашаю любителей раскрывать тайны истории попробовать закрыть белые пятна в биографии русского Руди Валентино.

UPD: великий labas (а кто ж еще б это мог быть, кроме него?), пишет в комментариях:

Болел двусторонним туберкулезом, вероятно, от этого и умер.

Его мать обращалась за помощью в нансеновский комитет летом 1935 г., т. к. у него не было денег на лечение (люксембургский красный крест оплатил ему только месяц санатория).

В деньгах отказали. Переписка по этому поводу имеется.

https://www.ridus.ru/news/282790

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх