27 сентября 1941 года озвучен нацистский приказ "Всем евреям города Киева"

27 сентября 1941 года был обнародован приказ немецкого коменданта оккупированного Киева под названием «Sämtliche Juden der Stadt Kiew» («Всем евреям города Киева»). Этот приказ положил начало трагедии Бабьего Яра. В тот же день в районе Бабьего Яра был осуществлён первый массовый расстрел, в котором принимали активное участие и те, в честь кого на сегодняшней Украине называют улицы и проспекты. Расстреляли гитлеровцы и их местные пособники 752 пациента киевской психиатрической лечебницы им.Ивана Павлова.



В тот же день через нескольких киевских раввинов немецкая оккупационная администрация обратилась к еврейскому населению Киева. В приказе-обращении было заявлено о необходимости явиться в назначенную точку сбора с личными вещами и документами. Повод был объявлен следующий: санитарная обработка, после которых «все евреи, как элитная нация будут переправлены в безопасное место». За невыполнение приказа полагался расстрел.

27 сентября 1941 года озвучен нацистский приказ "Всем евреям города Киева"




Из текста расклеенных по городу листовок:

Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (Доктеривской) (возле кладбищ).
Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и проч.
Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян.
Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян.



По местам проживания евреев в Киеве были направлены команды, в которые входили представители так называемой «украинской вспомогательной полиции».

Еврейское население сгоняли к Бабьему Яру, на прилегающей территории к которому был оборудован лагерь смерти. Людей, которые не были расстреляны в первые часы после прибытия, содержали в гаражах – до следующих суток. Чтобы пулемётные очереди не были слышни за пределами урочища смерти, гитлеровцы установили десятки репродукторов, из которых неслась громкая и цинично весёлая музыка.

На первом этапе массовые казни еврейского населения продолжились до 11 октября 1941 года. В общей сложности к тому моменту в Бабьем Яру было истреблено более 33 тысяч человек.
Точно число казнённых нацистами за период с 27 сентября 1941 года по 1943 год не установлено до сих пор. По самым скромным подсчётам, это около 80 тысяч человек.

Среди убитых не только евреи, но также представители цыганского населения, красноармейцы Днепровского отряда Пинской военной флотилии, другие представители местного населения и военнопленные.

Обращает на себя внимание тот факт, что отдавший приказ о расстрелах в Бабьем Яру военный комендант оккупированного Киева Курт Эберхард в итоге даже не был осуждён. Он скончался уже после войны (в 1947 году) в Штутгарте, в 1945 году оказавшись в плену у американских войск.

Из произведения Евгения Евтушенко "Бабий Яр":

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребённых.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребёнок.

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх