Вера Мухина: почему автора «Рабочего и колхозницы» обвинили в саботаже

В первоначальном варианте рабочего и колхозницу, впоследствии ставших фирменным знаком «Мосфильма», Вера Мухина изобразила пусть и тщательно задрапированными, но все-таки обнаженными. Впоследствии, по рекомендации правительства скульптору пришлось одеть фигуры. Именно в складках сарафана колхозницы доносчик и увидел нечто такое, о чем не смог промолчать.

Работа над скульптурой

Для Всемирной выставки в Париже архитектор Борис Иофан спроектировал павильон, напоминавший узкий океанский лайнер.

Динамику павильона и должна была подчеркнуть скульптурная группа. Конкурс на лучший проект этого памятника  выиграла Вера Мухина. Однако поначалу даже сама Мухина не обрадовалась своей победе. Если верить автору издания «Пешком по Москве» Михаилу Жебраку, как только проект был одобрен, Веру Игнатьевну огорошили: мол, ровно через 10 дней 3-метровая модель должна быть готова. Понимая, что проделать такую грандиозную работу за столь короткий срок попросту невозможно, художница расплакалась. Поэтому решили, что для начала будет достаточно и метрового экземпляра.

 

Но это было только начало. После изготовления модели предстояло соорудить композицию в натуральную, 24-метровую, величину. Несмотря на то, что до выставки оставалось больше года, работы было так много, что все 200 человек, задействованных в данном процессе, в том числе и сама Вера Мухина, трудились в буквальном смысле круглосуточно. Как утверждает Федор Раззаков на страницах своей книги «Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами», Мухина отважно лазала по фигурам, проверяя каждую деталь, а то и сама принималась за сварку. «Рабочий и колхозница» были готовы только к марту 1937 года. Однако за свое творчество Мухина рисковала получить не благодарность, а срок.

Молотов, Ворошилов и Сталин на заводе

Дело в том, что на скульптора в адрес соответствующих органов поступил донос. Как утверждает Никита Воронов, автор издания «Вера Мухина», доносчик заявил, что Мухина занимается откровенным саботажем, намеренно срывая работу над монументом. Но самое главное, автор письма намекнул на то, что в складках сарафана колхозницы якобы проглядывает лицо Троцкого. Как известно, за так называемый троцкизм тогда были осуждены многие рядовые граждане и видные деятели. Поэтому для того времени обвинения были довольно серьезными. По крайней мере, если бы на донос не обратили никакого внимания, вряд ли на завод ЦНИИМАШ, где сооружали памятник, приехал бы сам Сталин.

 

Перед вождем на завод пожаловали Молотов и Ворошилов. Об этом визите упоминает в своей книге «Они окружали Сталина» и Рой Медведев. Ворошилов велел Мухиной убрать мешки под глазами у колхозницы, а Молотов внимательно осмотрел складки сарафана. Ничего так и не углядев, Молотов сказал, что ему не нравится шарф, развевавшийся на шее у колхозницы. «Она же не балерина!» — возмутился Председатель Совета Народных Комиссаров. Но Вера Игнатьевна заверила высокого гостя в том, что шарф нужен для равновесия. Ответ Мухиной Молотова удовлетворил. А ночью на предприятие приехал и Сталин. Он молча постоял возле скульптуры в течение 20 минут и удалился, так и не произнеся ни единого слова.

 

Дальнейшая судьба «Рабочего и колхозницы»

Вера Мухина старалась не зря. Через несколько дней скульптуру разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и, погрузив их в 28 железнодорожных вагонов, отправили во Францию. На выставке в Париже «Рабочий и колхозница» произвели настоящий фурор. Во французском издании «Юманите» появилась фотография советского монумента с торжественной надписью о том, что теперь Эйфелева башня наконец обрела свое завершение. И в самом деле, французы хотели оставить творение Мухиной себе. Если верить автору издания «Четыре подруги эпохи. Мемуары на фоне столетия» Игорю Оболенскому, парижане даже собирали для этого подписи. Однако СССР предпочел вернуть скульптуру на родину.

 

«Рабочего и колхозницу» снова разобрали и отправили в Москву. В столице скульптуру восстановили из более толстых стальных листов и установили на слишком низкий для должного впечатления постамент. Как пишет А. Л. Мясников в своем издании «100 великих достопримечательностей Москвы», в Париже композиция как будто парила в воздухе, находясь, как и положено, на высоте больше 34 метров. Однако в Советском Союзе «Рабочего и колхозницу» водрузили на то, что сама Вера Игнатьевна Мухина называла «пеньком». По словам Мясникова, до конца жизни художница боролась не только за достойный постамент, но и за то, чтобы ее произведение не воспринимали исключительно как средство наглядной агитации.

 

Источник ➝

Конвергенция жива! Конвергенция продолжается...

Конвергенция - сближение, слияние каких-либо признаков и элементов в независимых друг от друга явлениях.

Во времена СССР конвергенцией называли постепенное сближение и взаимопроникновение социализма и капитализма. Чем это закончилось для социализма, сегодня можно увидеть невооружённым взглядом.






Сегодня мы становимся свидетелями ещё одно конвергенции, в процессе которой неумолимо сливаются в единое целое левое и либеральное движения, являя собой восхитительный пример обоюдной толерантности, и напрашиваясь на некоторые вопросы, которые нельзя не задать, глядя на такую "любовь-дружбу-жвачку"

Даже "Коммерсант",  традиционно оппозиционный всему, имеющему хотя бы оттенок розового, не выдержал и резюмировал после демонстрации левых сил 23 февраля.

"Если бы не обилие красного цвета и не портреты Сталина, вполне можно было бы подумать, что акцию организовали либеральные силы или сторонники Алексея Навального: дожидаясь начала шествия, толпа скандировала «Россия без Путина», «Свободу политзаключенным», «Путина в отставку».

А продолжение неумолимо следует. Один из наиболее плодовитых членов фан-клуба товарища Ленина, творящий под псевдонимом "Ехидный Дуглас", разразился отдельным спичем в защиту товарища Соболь, которую обижают "подвякивающие, подпрыгивающие и подхрюкивающие путиноидные шавки (которые) не любят тех же, кого не любит их кумир." Подробнее - тут

Обычно ехидный, Дуглас на этот раз являет собой пример галантности:

"Будучи мужчиной, я невооружённым взглядом вижу в Любе Соболь и симпатичную женщину, и что самое главное, - УМНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Я слышал некоторые её выступления. Это спокойная, связная, логичная и абсолютно грамотная речь, в отличие от путиноидных визгов, кривляния и обезьянних ужимок.

Люба Соболь похожа на тех девушек, которых мы в юности с удовольствием одаривали ландышами, водили в кафе-мороженое и с которыми разговаривали на самые разные темы с одинаковым интересом."

Каюсь, не выдержал такой навязчивой рекламы и ломанулся в интернет - ознакомиться с политической платформой Любы, надеясь увидеть в её исполнении требования национализации недр и средств производства, призывы к диктатуре пролетариата и передаче в руки рабочих заводов, фабрик и офисов партии "Единая Россия".

Однако полистав сначала ютуб, а потом твиттер товарища Соболь, слегка разочаровался, не найдя там ни одного, ни второго, ни третьего, зато обнаружив в огромном количестве ретвиты господина... нет, уже наверно товарища Навального, ибо большевик Ехидный Дуглас не забыл и про него: "Я уважаю многое из того, что делает Алексей Навальный..."

Правда при этом товарищ не сообщает: "многое" - это что? Придётся это сделать за него, ибо платформа для конвергенции левых и либералов видна уже невооруженным глазом:

Международная ситуация накаляется не по дням, а по часам. ФРС в одном шаге от объявления дефолта, Европа в одном шаге от объявления распада, и те и другие  обвиняют РФ во всех своих бедах и даже главтурки яростно сучат ножками, обещая "развалить Россию изнутри"

Правда сил у Турции, Европы... да и у самой "Империи Добра" для этого сегодня маловато... Но зато есть реальные союзники, и они находятся именно там, где надо - внутри России.

Если уж запахло расчленёнкой, как же обойтись без главных действующих лиц, дважды за ХХ век совместно уже провернувших эту операцию - в 1917 и в 1991м - либералов и большевиков, которые полностью совпадают по следующим принципиальным вопросам и одинаково страстно желают:

1. Поражения своему правительству в схватке с другими империалистическим державами. "Это — аксиома. И оспаривают ее только сознательные сторонники или беспомощные прислужники социал-шовинистов." (Ленин. О поражении своего правительства в империалистической войне)

2. "Превращения империалистической войны в гражданскую войну, что есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опытом" (Ленин, «Война и российская социал-демократия»)

При этом и либералы, и большевики прекрасно понимают:

«Революция во время войны есть гражданская война, а превращение войны правительств в гражданскую войну, с одной стороны, облегчается военными неудачами (поражением) правительств, а с другой стороны,- невозможно на деле стремиться к такому превращению, не содействуя тем самым поражению…" (Ленин, там же)

Одним словом:

"Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству…». Вот они и помогают, как могут...

На этой неделе в Латвии начался суд над русским журналистом и активным сторонником Маркса-Ленина - Юрием Алексеевым (из-за чего у меня с ним регулярно возникали весьма острые стычки). Судят его за правозащитную деятельность и его очень даже левые взгляды.

И вот ведь какой получается парадокс - в защиту Юры выступил "проклятый режЫм" и очень даже консервативные общественные деятели, но ни либеральные правозащитники Навального, ни красные агитаторы Ехидного Дугласа не изволили по этому поводу издать ни единого звука.

Понимаю.. им некогда.. они с режЫмом борются. Им Россия жить мешает. Конвергенция жива! Конвергенция продолжается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх