«Зиг-Заг» и другие страшные банды во время Великой Отечественной

 

С момента начала Великой Отечественной войны в СССР происходит резкий рост преступности. Всеобщая неразбериха, наступление вражеских войск, дезертирство и резкое уровня жизни стали основными катализаторами ухудшения криминогенной обстановки. Появилось множество преступных банд, промышлявших мошенничеством, грабежом и другими противозаконными деяниями.

В условиях военного времени

С началом войны на фронт отправились лучшие милицейские работники, многие правоохранительные структуры на местах пришлось выстраивать практически заново.

Кроме того, появлению новых банд способствовало облегчение доступа к огнестрельному оружию: бежавшие с фронта дезертиры присоединялись к бандитским шайкам, совершая разбои и убийства.

Распространенными преступлениями того времени были подделка и хищение продовольственных карточек, ограбления, воровство, незаконное хранение огнестрельного оружия, убийства. Бандиты регулярно обчищали магазины, сберкассы и квартиры, создавая еще более нервозную обстановку в тылу.

 

Две столицы

В Москве резкий рост преступности был зафиксирован в октябре-ноябре 1941 года, когда немцы стояли буквально у ворот города. Большинство новых банд являлись небольшими (до 5 человек) группировками, которые вскоре прекращали существование. Их количество не поддается учету.

Банд покрупнее (от 5, 10 и более человек) было меньше, но ущерба от них в целом было больше. Они возникали на Тишинском рынке, в Марьиной роще и других злачных столицы. Преступники совершали кражи, грабили квартиры, занимались разбоем.

Преступность захлестнула и Ленинград. Если до войны в городе совершалось около 150-200 убийств в год, то только в 1942 году было совершено 587 подобных преступлений. «Длительно действующих» банд в северной столице не было, в основном орудовали шайки по 4-5 человек, количество которых определить было крайне трудно.

Легче было с крупными группировками. За время войны их в Ленинграде насчитывалось несколько десятков. Самой известной из них была банда «Зиг-Заг», которая, помимо прочего, промышляла подделкой документов.

Показательно количество оружия, которое изымалось у местных шаек: только на апрель 1942 года было изъято почти 400 револьверов, 27 гранат, более 700 единиц холодного оружия.

РСФСР и союзные республики

В регионах особенно тяжелой была ситуация в Куйбышеве (ныне Самара) – запасной столице СССР во времена ВОВ. Только за 1943-1944 годы, согласно отчетам управления НКВД по области, в городе ликвидировали 16 банд. Всего за годы войны в Куйбышеве действовало около 30 преступных группировок. В целом же по области насчитывалось порядка 50 бандитских шаек.

Одной из самых крупных была банда Василия Аграфенина (Васька-Граф) из 12 человек. Группировка ограбила 20 квартир, за ней числились убийства и изнасилования. В некоторых случаях люди Васьки-Графа действовали под видом сотрудников НКВД.

 

В Курской области за время немецкой оккупации возникло множество бандитских групп. С момента освобождения этих мест летом 1943 года и до поздней осени было ликвидировано 15 банд, арестовано 56 преступников и 12 их пособников.

Особую специфику имел бандитизм в национальных районах. Так, в Чечено-Ингушетии действовала крупная группировка Хасана Исраилова. Свои преступные действия он подводил под идеологическую основу, заявляя, что борется за «свободу от коммунистов». В 1942 году созданная им преступная структура около 800 человек, которые состояли в нескольких десятках банд.

Сколько?

Сколько всего банд было в СССР за годы Великой Отечественной войны? Точной статистики на этот счет нет, поскольку банды то создавались, то распадались, и вести в таких условиях учет было крайне проблематично. По мнению некоторых исследователей, в СССР за все четыре года войны могли действовать более тысячи банд, и то это те шайки, членов которых удалось поймать правоохранителям. Вместе с тем было множество преступлений, раскрыть которые так и не удалось.

Как отмечает доктор юридических наук Виктор Лунеев, в 1942 году было совершено на 22% преступлений больше, чем в 1941 году. Примечательно, что число осужденных общими судами по итогам второго года войны составило 837 141 человек, в 1945 – более 823 тысяч. Многие из них были членами преступных группировок, которые удалось раскрыть и уничтожить.

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх