Архивные дела: НКВД о крестьянах и стахановцах

Так выглядят подшивки газет в государственном архиве. Очень интересно читать сначала газеты, а потом архивные дела ОК партии. Или наоборот – сначала дела, а потом газеты. Открывается такое инь и янь, черное и белое, чистое и грязное, что только диву даешься. В газетах одно, в «делах» — совсем другое. Недаром чаще всего под грифом «секретно» и «сов. секретно». Такая вот тогда была жизнь. «Простым людям» – ура-ура, «мы велики, мы могучи, выше солнца, больше тучи», а там… «совершенно секретно», только для избранных.

 

«…и открыл ему много чудес и показал тайны времен…»
Третья книга Ездры 14:5



История и документы. Начнем с того, что публикация документов Пензенского ОФОПО ГАПО, как, впрочем, и ожидалось, вызвала неоднозначную реакцию читательской аудитории «ВО». Кому-то знакомство с документами показалось интересным. Ну а кто-то, глядя на экран, во всех увиденных там недостатках обвинил, конечно, автора. То есть и подборка «не та» (однобока), и подача фотоматериала халтурная (а профессиональная съемка стоит денег, разве что кто-то захочет мне ее спонсировать?), словом, «всё не то».

Но тут к слову как раз придется поговорка: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Уж какие документы есть, такие и публикуем. Скрытые до сего момента от общественности. Не были скрыты материалы газет «Правда», «Сталинское знамя» и прочих… И это как два лица двуликого бога Януса: одно для всех, другое для избранных. И разве не интересно узнать, а с чем, собственно, этим избранным приходилось иметь дело на благо остальных, отстраненных от этой нелицеприятной информации? Во всяком случае, другие посетители «ВО» что-то не горят желанием пойти в свои местные архивы и на конкретных примерах из документов показать, что вот в их-то городах все было отлично, что данный негатив – это сугубо местное явление еще с эпохи города Глупова Салтыкова-Щедрина.

Правда, некоторые все же признают, что «никто не спорит, недостатки были, но…» Ну, так вот и посмотрите собственными глазами, что это были за недостатки, как они годами копились, копились, а потом количество перешло в качество, и наступил 1991 год. Так что я бы, например, только порадовался тому, что без какого бы то ни было труда, а всего лишь открыв страницу «ВО» в Интернете, стало возможно заглянуть в святая святых одного из партийных архивов. Ну и как по капле воды можно додуматься до наличия морей и океанов, так и по этим крупицам сведений вполне можно представить себе и положение дел по всей стране. Где-то больше, где-то меньше… Итак, продолжаем знакомство с нашей историей.

Архивные дела: НКВД о крестьянах и стахановцах
Кадр из кинофильма «Каин 18» Начальник секретной полиции и проштрафившийся премьер, а слева его «бронзовый осведомитель». Наверное, что-то подобное было и у нас, хотя, скорее всего, не настолько изощренное…

Среди документов партийного архива Пензенской области особое место занимают докладные записки начальника горотдела НКВД, сообщавшего секретарю горкома обо всех проявлениях антисоветского поведения граждан. Кто, что, о том ли, о сем ли, когда и в присутствии кого говорил, на что кто жаловался и почему. Сообщалось о фактах недопустимого поведения и о выявленных на военных предприятиях города случаях производственного брака. То есть партия все знала так же хорошо, как и органы НКВД. Посмотрим же на некоторые из этих записок одного из самых интересных периодов в истории нашей страны – документы за 1937 год.


«Не справились на ниве контрпропаганды»

Читая вот такие документы, поневоле приходишь к мысли о том, как много у нас в стране было (да и сейчас они не перевелись!) людей по-своему умных, честных, но… вот чисто по-житейски весьма глупых. Вот и эти двое… Ну чего они добились своими высказываниями? Посадили парторга в лужу и попали в поле зрение соответствующих «органов». То есть даже в 37-ом хватало тех, кто «говорил не за, а против», но еще больше было, разумеется, тех, кто думал так же, но молчал. А были и совсем уж «умные люди», которые тоже думали именно так, но которым хватало ума и проницательности говорить нечто совсем другое, в том числе и с высоких трибун! А были и те, кто видел в них искренних, так сказать, и преданных… и отдавал за них свои голоса. А потом, оказавшись на самом верху, эти люди быстренько «морально разлагались». То есть, как высказался в комментарии к прошлому материалу один из посетителей нашего сайта – «очень много было сволочей». Так и хочется добавить – «А то!»

А теперь познакомимся вот с этим документом, который сохранился очень плохо, но содержание разобрать все-таки можно. Это докладная записка о продовольственных затруднениях в колхозах в 1937 году.


Читаем первую страницу…


Читаем вторую…


И дальше сразу переходим к пятой, заключительной, поскольку и на всех предыдущих абсолютно все то же самое

И на ней мы видим, что как глава Пензенского НКВД на основании своих «разведданных» оценивает сложившуюся ситуацию: «…бесспорно, что недостаток в хлебе для себя и корма для скота – семьи колхозников особенно в кормах – испытывают в значительном большинстве». И как итог: «Эти фуражно-продовольственные затруднения создают среди колхозников упадочнические и нездоровые настроения». А как же «жить стало лучше и веселее». И между прочем в газете «Сталинское знамя» об этих трудностях с продовольствием на селе… писали. Писали, что хлеб воруют, что зерно сыплется на землю из дырявых мешков, что жеребые кобылы скидывают от плохого ухода. Вот про то, что колхозница Петрунина, имея семью в 5 человек не может ее прокормить и двое ее детей на 10 году советской власти бросили школу из-за отсутствия одежды и обуви… об этом в газете не было ничего.


Еще ряд очень интересных высказываний, в том числе уже и от молодежи…


Ну и понятно, что хлеб буханками тут же начали воровать. Вернее, как воровали, воровать и продолжили…

А вот очень любопытный документ о развертывании стахановского движения. На «ВО» уже была опубликована моя статья о стахановском движении: «Тренд — наивысшая производительность труда…» (16 марта 2017), так что повторяться смысла нет. Но вот что интересно, данная справка наглядно показывает, что очень многие рабочие были совсем не рады успехам стахановцев и всячески этому «движению» противились. И не только рабочие, кстати. И опять же брак – 50%, правда, теперь уже по вине конкретных названных вредителей.


Говорят а/с настроенные советские рабочие…


А вот здесь стахановку затравили, в стахановцев обсчитали…


А вот здесь сам мастер разъясняет, чем кончится для большинства рабочих это самое «движение». И… разве он не был прав? А главное – зачем складывать на складе 100 поршневых колец, когда заводу, скажем, нужно по плану всего лишь 20. На эти 20 есть двигатели, на 100 – нет! Получается парадокс – бесцельно овеществляется капитал, не принося никакой пользы. А если, скажем, придется перейти на новый тип колец, куда девать старые? Списать в металлолом? То есть менять нормы было можно и нужно, но осторожно, увязывая плановый характер экономики и возможности производства


А вот как организовывался всеобщий «одобрямс».


Затем нужно было обязательно отчитаться, сколько людей участвовало и сколько выступало. В документах Горкома этих отчетов чуть ли не половина, так что в данном случае хватит и одного в качестве образца


Некоторые из рапортов составлялись в такой спешке, что их даже не успевали перепечатывать! А в итоге все выступления сводились к тому, о чем заявлял и конь Боксер в рассказе «Ферма животных» Дж. Оруэлла – «Я буду работать еще больше!»

P. S. Я думаю, что будет просто замечательно, если отдельные посетители «ВО» (ну не все же они вкалывают с утра и до темной ночи) посетили бы свои архивы бывших ОК КПСС и посмотрели бы, что у них там есть. Сейчас это совсем не трудно, как и поработать в обычном архиве. Вон у нас сколько людей выискивают свои родословные… Под этим же соусом вполне можно попасть и в архив ОК или так прямо в заявке и написать: «Хочу собрать материал для статьи о нашем светлом прошлом!» Почему нет? Любая исследовательская работа на сайте будет только приветствоваться!

Ну а тем, кого заинтересуют именно эти документы, даю ссылку на документ, из которого все это взято: Фонд 37. Оп.1. Ед. хр. 629. Дело №965 отдела НКВД и городской прокуратуры. Начато 3 января 1937 г. и кончено 7 ноября 1937 г. (137 стр.).

Продолжение следует…

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх