Григорий Распутин: шарлатан, развратник или истинный патриот России

Распутин живо напоминает героя модного фильма «Сплит». Такое впечатление, что внутри него обитало множество разнообразных личностей. Они не просто не совпадали друг с другом, они отчаянно конфликтовали.

Герой безобразных оргий — и в то же время постник, мученик и аскет. Половой гигант и вдохновенный религиозный проповедник. Полоумный неграмотный мужик — и одновременно очень неглупый политик со своим стратегическим видением.

Кем он был на самом деле? Волшебником, чьи чудеса засвидетельствованы сотнями фанатов, или опытным шарлатаном с навыками гипнотизера?

Истовым патриотом России или предателем? А может, это был просто агент немецкой разведки, столкнувшийся в Петербурге с агентом разведки английской? Разбираемся без эмоций.

Честолюбец

Григорий Распутин родился в семье крестьянина Тобольской губернии. Из четырех детей Ефима Распутина выжил только Григорий. Он рос слабым и часто болел — по ночам мочился в постель, страдал бессонницей. В 14 лет заболел так тяжело, что был на грани смерти. Но, по его словам, ему явилась Богородица и исцелила его.

Всю молодость Распутин провел в странствиях. Он паломничал и в Киев, и в Иерусалим и на Афон. Довольно рано выяснилось, что харизматичный юноша пользуется успехом у женского пола. Он успешно исцелял «барынешек» от разных недугов и обрастал толпами фанаток.

Начало XX века в России — время повального увлечения «святыми», юродивыми, «божьими людьми», медиумами и мистиками. Питерские декаденты устраивали «радения» на манер «хлыстов» — сектантов, склонных к садомазохизму и сексуальным перверсиям. Люди попроще ломились на богослужения отца Иоанна Кронштадтского — этот священник был звездой почище Филиппа Киркорова. Работали «блаженные» и при царском дворе — наибольшего успеха доибились юродивый Митя Козельский и кликуша Дарья Осипова.

Честолюбивый и харизматичный Распутин быстро сумел покорить столицу. В 1904 году знакомые «барынешки» ввели его в великосветские кружки мистиков. Там он познакомился с Милицей и Анастасией — дочерьми черногорского князя. В ноябре 1905 года княжны представили его Николаю II и его жене. Уже к 1907 году, оттеснив всех юродивых конкурентов, Распутин стал главным «другом» и духовным наставником императора и императрицы.

«Я только тогда душой покойна, — писала старцу Александра Федоровна, — когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую руки твои и голову свою склоняю на твои блаженные плечи». Распутин был статным, красивым мужчиной с окладистой бородой и пронизывающим взглядом. На женщин он оказывал просто гипнотическое воздействие. Широкие народные массы сразу решили, что царица находится с ним в сексуальной связи.

На протяжении десяти лет Распутин назначал министров — по некоторым данным, за взятки. Активно вмешивался в политику — внешнюю и внутреннюю. Разумеется, у него завелось множество высокопоставленнных врагов. Они регулярно обвиняли его в хлыстовстве — связях с радикальной сектой — и распускали слухи о том, что Распутин пьет горькую, парится в бане с голыми женщинами, подвергает харассменту дам и барышень, которые приходят к нему за исцелением.

От обвинений в ереси Распутин успешно отбился. Черный пиар игнорировал по принципу «брань на вороту не виснет». Тогда его решили просто устранить. Но покушение 1914 года, когда его попыталась убить религиозная фанатка его конкурента монаха Илиодора, не удалось.

В следующий раз за Распутина взялся князь Юсупов, женатый на племяннице Николая II. К декабрю 1916 года вся царская родня взяла курс на устранение Николая. Последним предупреждением ему должно было стать убийство Распутина.

В ночь на 30 декабря Юсупов заманил Распутина в свой дворец, чтобы тот мог «полечить» его красавицу-жену. Но княгини дома не оказалось. Распутин хотел уйти. Князь стал уговаривать его остаться и угостил вином и пирожным с начинкой из цианистого калия. Распутин выпил, закусил и как ни в чем не бывало пошел к выходу.

Пораженный князь принялся стрелять в него. Распутин упал, но вскоре привстал и начал душить Юсупова. Заговорщики обступили его и принялись избивать. Распутин вырвался и попытался сбежать. Его с трудом поймали, когда он перелезал через ограду. Забив его до смерти, повезли тело к Неве и стали запихивать в прорубь. Но тут труп ожил еще раз и стал отбиваться. Насилу неопытные киллеры затолкали его под лед. Однако долго еще по Петербургу ходили слухи, что на самом деле Распутин выжил, скрывается и скоро «явится» народу. Временное правительство даже приказало вытащить его труп из могилы и сжечь. Но народ это не убедило.

Реальность

Антираспутинскую легенду активно поддержали после революции большевики. Она слишком уж удачно иллюстрировала маразм и разложение старого строя. Отлично заработал на этой легенде «красный граф» Алексей Толстой, сочинивший хитовую пьесу «Заговор императрицы» и лживые от первой до последней строки «Мемуары Вырубовой».

Однако очень быстро стало понятно, что Распутин был куда более сложной и интересной фигурой. Началось все с ареста и медицинского осмотра фрейлины императрицы Вырубовой, которую молва называла сожительницей Распутина и организатором его оргий. Врачи засвидетельствовали, что Вырубова — старая, серьезно больная женщина и к тому же девственница. Из донесений филеров, сохранившихся в архивах охранки, выяснилось, что иногда Распутин приглашал к себе проституток, но никаких связей со светскими дамами у него не было.

Сильно преувеличено оказалось и влияние Распутина на царя. На самом деле он бывал при дворе достаточно редко. Иногда пророчествовал, иногда давал остроумные характеристики людям, метившим на высокие посты. К нему прислушивались, но ни на какие назначения он не влиял.

«Распутин не лез в первые ряды политической арены, — вспоминал позднее директор Департамента полиции Алексей Васильев. — Его вытолкнули туда прочие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… Эти предвестники революции стремились сделать из Распутина пугало, чтобы осуществить свои планы».

Постепенно историки выяснили, чем именно Распутин вызвал такую бешеную к себе ненависть. На самом деле он последовательно придерживался идеи невступления России в мировую войну. В 1912 году он отговорил царя ввязываться в конфликт на Балканах. Начиная с 1914 года он постоянно давил на Николая и Александру, уговаривая их заключить с Германией сепаратный мир.

Неграмотный сибирский мужик продемонстрировал куда больше проницательности, чем столичные интеллектуалы, охваченные горячкой милитаризма и шовинизма. Распутин понимал, что ненужная народу война обязательно приведет к революции и гибели династии Романовых. Эту антивоенную позицию ему и не мог простить столичный олигархат.

Дело в том, что военные поставки давали возможность промышленникам и их покровителям при дворе в одночасье наживать огромные состояния. Мир с Германией прикрыл бы эту лавочку. Распутин покусился на святое — на доходы российской элиты. Неудивительно, что элита уничтожила его при первой же возможности.

Истории об огромных взятках, которые якобы брал Распутин, не нашли ни одного подтверждения. Все более нелепой выглядела и идея про его сожительство с царицей. Николай Александрович искренне любил свою жену и вряд ли смог бы дружить с Распутиным, если бы подозревал его в адюльтере с царицей.

Вероятнее, что царь с царицей привязались к «старцу» потому, что он несколько раз спасал их единственного сына от кровотечения. Наследник престола был болен гемофилией — несвертываемостью крови. Любое ранение могло стать для него смертельным — а ведь он был единственным наследником престола.

Последние Романовы жили в постоянной панике. К концу жизни Александра Федоровна демонстрировала полный набор симптомов острого невроза. И только Распутин мог успокоить больные нервы царицы и ненадолго подлечить царевича.

Свидетельств сотрудничества Распутина с немецкой разведкой так и не нашлось — хотя при жизни его постоянно обвиняли в том, что он работает на германский генштаб. Зато выяснилось, что Феликс Юсупов близко дружил с английским шпионом Сиднеем Рейли (он же Освальд Райнер, он же Соломон Розенблюм из Одессы). Рейли активно работал в России в период революции.

По данным британских историков, контрольный выстрел в лоб Распутина был сделан из английского револьвера Webley 455, популярного у британских офицеров. Эта версия предполагает, что всем убийством Распутина руководил Сидней Рейли, а Феликс Юсупов со товарищи были лишь исполнителями. В этой истории тоже много белых пятен. Несомненно одно: британским властям было выгодно избавиться от Распутина, пока он не уговорил царя помириться с Германией.

В 1990-е, на волне подготовки канонизациии царской семьи, из Распутина вообще начали лепить чуть ли не святого праведника. Пошли даже слухи о том, что его могут канонизировать. Но руководство РПЦ форменным образом восстало против этой идеи.

Зато с успехом канонизировала Распутина западная поп-культура. На протяжении XX века он стал иконой стиля, идеальным «русским мужиком», воплощением нашей загадочной души и развесистой клюквы. Харизма, брутальность, неотразимая сексуальность, горящий взгляд и борода лопатой сделали Распутина самым узнаваемым персонажем русской истории. Про него сняли немыслимое количество фильмов, написали прорву книг и песен. В его честь названы стрип-клубы, водка, пиво, сигареты, презервативы. А благодаря вечнозеленому хиту «Бони-М» в конце 70-х он вернулся на родину в качестве «любовника русской королевы» и «лучшей русской секс-машины». Вот такой конец оказался у святого старца.

https://www.ridus.ru/news/295474

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх