Великие тени истории

7 044 подписчика

Свежие комментарии

  • Отари Хидирбегишвили
    (Часть-2)Кроме того, военной необходимости в депортации этих народов абсолютно не было, поскольку шел уже 1944-й и ве...Как Сталин поступ...
  • Отари Хидирбегишвили
    (Часть-1)История человечества ,пожалуй, не знает такого варварства и вандализма, как совершил палач народов и просто ...Как Сталин поступ...
  • Отари Хидирбегишвили
    К сожалению, американские подлые янки забывают о "Карибском кризисе"и вновь окружают Россию со всех сторон своими яд...Обед, который спа...

В каких штрафбатах воевали советские лётчики

В каких штрафбатах воевали советские лётчики

В каких штрафбатах воевали советские лётчики

Малоизученная страница Великой Отечественной войны – штрафные эскадрильи, действовавшие на фронте с 1942 года. Некоторые исследователи считали, что на самом деле этих военных соединений не сосуществовало, однако документальные сведения говорят об обратном. Гриф секретности с документов, касающихся штрафных эскадрилий, сняли только в 2004 году.

За что попадали в воздушный штрафбат

Штрафники появились после приказа Верховной ставки № 227 от 4 августа 1942 года, который известен как «Ни шагу назад». Лётчиков обвиняли в трусости и нерадивом отношении к технике, которая постоянно выходила из строя. В директиве № 170549 говорилось: «Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части лётного состава».

По мнению командования, технический надзор, контроль за материальной частью и выполнением боевых задач безобразен. Директива предписывала виновных в нарушениях лётчиков сводить в штрафные эскадрильи, а «злостных шкурников» и обвинённых в трусости отправлять в пехотные штрафбаты. Самолёты на самом деле часто ломались, но связано это было не только с халатностью лётного состава.

Ремонтные части плохо оснащались запасными частями, лётчики имели мало опыта и были истощены непрекращающимися боями.

В штрафники попадали за уклонения от боя и нарушения дисциплины. Лётчики испытывали чудовищные физические и психологические нагрузки. Для избавления от напряжения использовался алкоголь, что закономерно приводило к разным эксцессам.

Как служилось в штрафных эскадрильях

Командование справедливо считало, что подготовка лётчика-профессионала требует много времени и ресурсов и использовать его на земле неразумно. Условия службы лётчиков-штрафников были суровее, чем в пехоте. Из штрафбата военнослужащий выходил спустя три месяца службы или после получения ранения. В штрафных эскадрильях реабилитация наступала только после определённого количества боевых вылетов.

Провинившихся лётчиков сводили в штрафные эскадрильи, которых было три типа: истребительная – самолёты ЛаГГ-3 и Як-1, легкобомбардировочная – У-2 и штурмовая – Ил-2. Руководство каждым соединением: командир, комиссар, заместитель командира эскадрильи, старшие адъютант и техник. Весь начсостав был представлен не штрафниками. Самые большие потери были среди воздушных стрелков Ил-2, которые в отличие от пилота не защищались бронекорпусом и бронестеклом.

Во время боя стрелок высовывался из кабины и вёл огонь из крупнокалиберного пулемёта УБТ. Бойца могли убить не только вражеские пули, но и осколки разорвавшихся рядом зенитных снарядов. Потери среди стрелков были в два раза выше, чем у лётчиков. Бывало, что и пехотинец попадал в авиацию. Из-за большой смертности среди пулемётчиков Ил-2 на их место сажали штрафников-пехотинцев, которые уже в небе искупали вину. Боевой путь этих солдат редко длился дольше нескольких вылетов.

Штрафники Фёдорова

За Великую Отечественную войну лётчик Иван Фёдоров лично сбил 49, а в группе 47 самолётов противника. С лета 1942-го по весну 1943 года он командовал 157-м авиаполком и группой из 64 штрафных лётчиков-истребителей. Инициатором создания подразделения был генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов, который обратился с просьбой «создать специальную группу из опытных лётчиков, которым за различные провинности грозил штрафной батальон» к командующему Калининским фронтом Коневу. Тому идея понравилась, и он обратился к Сталину, который утвердил директиву Ставки.

Штрафники сопровождали бомбардировщики и штурмовики, прикрывали с воздуха пехоту, отбивали налёты нацисткой авиации. В Красной армии учёт сбитых самолётов отличался строгостью. Если у немцев хватало доклада лётчика и нескольких свидетелей, то у нас этого было недостаточно. Личные показания и слова очевидцев в расчёт не брались.

Самолёт противника считался сбитым только при подтверждении факта его падения с земли. В таких условиях выяснить число сбитых штрафниками немецких машин  невозможно. Неизвестна и цифра советских бойцов, погибших в составе штрафных эскадрилий.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх