За что Хрущёв лишил Сталинских премий авторов гостиницы «Ленинградская»

Знаменитая гостиница «Ленинградская», расположенная на Комсомольской площади столицы, является одной из самых низких Сталинских высоток. Однако внутреннее роскошное убранство отеля настолько поражало советских граждан, что те, если верить Павлу Глобе и Ольге Шиловой, авторам книги «Москва мистическая», укладывались спать на полу, боясь запачкать мебель. Неудивительно, что архитекторы получили за свой шедевр премию. Правда, после смерти Сталина их этой награды лишили.

Не гостиница, а дворец

Если верить авторам издания «Вся Москва от А до Я» Сергею Шокареву и Михаилу Вострышеву, строительство столичной гостиницы «Ленинградская» длилось в период с 1949 по 1952 годы.

Спроектировали «Ленинградскую» известные архитекторы Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий. Согласно их замыслам, внешний облик здания должен был напоминать  классические образцы московской архитектуры XVIII века, то есть так называемого «московского барокко». В отделке фасадов гостиницы решено было использовать белую керамическую плитку и красную глазурованную керамику. А ребра и эмблему восьмигранного шпиля покрыли позолотой.

Однако гораздо большее впечатление на гостей столицы производили интерьеры гостиницы «Ленинградской»: настоящий дворец с бронзовыми решетками на входе, рельеф с изображением святого Георгия Победоносца в вестибюле, расписные, лепные и резные потолки, бронзовые львы и люстры, мебель из ценных пород дерева. К слову, 2 бронзовые люстры «Ленинградской» были занесены в книгу рекордов Гиннеса. В 17-этажном здании общей площадью 25 тысяч квадратных метров разместились более 300 номеров различных категорий.

 

Лишение авторов Сталинской премии

За свой поистине грандиозный проект Леонид Поляков и Александр Борецкий получили почетную Сталинскую премию второй степени. Впрочем, вскоре Сталин ушел из жизни, и с его высотками решено было покончить. Резолюции Всесоюзного совещания по строительству, состоявшегося в ноябре 1954 года, ничего хорошего создателям высоток не сулили. Но самое страшное, что, как выразился Алексей Кофанов, автор книги «Предвечный трибунал: убийство Советского Союза», в дело вмешался абсолютно некомпетентный в этом вопросе Никита Хрущев. Генсек попросту разогнал Академию архитектуры СССР, а заодно лишил Сталинских премий и авторов гостиницы «Ленинградская».

Понятно, что для такого решение необходимо было обоснование, и советские власти его нашли. 10 ноября 1955 года в газете «Правда» было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», одно из самых позорных мест в котором досталось гостинице. В Постановлении говорилось: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на 1000 номеров». И действительно, как утверждает Дмитрий Хмельницкий в своей книге «Архитектура Сталина. Психология и стиль», 1 квадратный метр «Ленинградской» обошелся государству в 21 тысячу, а с оборудованием – в 31 тысячу рублей.

Дальнейшая судьбы архитекторов

Своим Постановлением Никита Хрущев сломал, по крайней мере, жизнь одного архитектора. Как пишет Андрей Жданов в своем издании «Метрополитен Петербурга», Полякова не только лишили Сталинской премии, но и освободили от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект». Квартиру тоже отобрали. Только в 1958 году Леониду Михайловичу удалось устроиться преподавателем в художественно-промышленное училище (ныне академия имени Строганова). После того, как Хрущев наконец покинул свой пост, к Полякову снова стали поступать предложения, но он всегда от них отказывался, говорил, что, мол, и рад бы, да «зубов у белки нет». А вот Александр Борецкий, как утверждает Марина Прозорова, автор книги «Все проходит...», на все неприятности плевал. К тому же, жилплощадь ему, в отличие от Полякова, оставили.

Обоснованная критика?

Впрочем, стоит признать, что некоторые современные специалисты считают, что советские архитекторы действительно кое-где дали маху. Например, автор книги «Проспекты советской Москвы», Алексей Рогачев пишет о том, что в своем стремлении добиться роскошества в интерьерах Поляков и Борецкий зашли слишком далеко, благодаря чему и выскочили за грань хорошего вкуса. По мнению Рогачева, удивительно не то, что архитекторов лишили Сталинской премии, а то, как они ее вообще смогли получить. «Видимо, «за компанию» — пишет Рогачев. Дело в том, что в то время высотки преподносились, как огромное достижение в строительстве столицы, и все их авторы должны были быть награждены в обязательном порядке.

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх