Великие тени истории

7 052 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей
    Эх....Как США предлагал...
  • владимир ковалев
    Кто забывает легендарное прошлое, тот не может иметь светлое будущее.Ковпака на вас нет!
  • Александр Дерюгин
    Где-то кони пляшут в такт, Нехотя и плавно. Вдоль дороги все не так, А в конце - подавно. И ни церковь, ни кабак - Ни...Почему Маленков м...

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой

Боевое столкновение американских и советских войск над Нишем 7 ноября 1944 года, один из нескольких десятков документально подтверждённых эпизодов Второй мировой войны, классифицируемых как огонь по своим

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото
Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото

Между СССР и США велось активное военное сотрудничество в годы Второй мировой войны: так, по программе ленд-лиз Советскому Союзу были поставлены более 14 тысяч американских самолётов 14 типов. На них воевали 138 советских асов и 19 героев Советского Союза. Кроме того, в СССР были поставлены более 46 тысяч тонн запчастей, почти 131 тысяча тонн сборно-разборных ВПП, 34 комплекта авиаремонтных мастерских и другого инвентаря для авиации. Особую ценность составляли документы, которых было направлено порядка 11 тысяч. Также авиаторы СССР и США сотрудничали на авиабазах в Иране (1942—1944), на Аляске (1942—1945) и трёх стратегически важных базах: Элизабет-Сити в Северной Каролине, США (1944); Полтавский аэроузел, СССР и авиабаза Палези под Бари, Италия (1944).
Однако между тем происходили трагические инциденты по причине индивидуальных ошибок пилотов, которые принимали войска своих союзников за немецкие. К числу таких инцидентов относится и авианалёт на советскую колонну войск в Нише, произошедший 7 ноября 1944 года.

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото

15-я воздушная армия (США) в ноябре 1944 года оказывала помощь советской группе войск с воздуха. Полковник Кларенс Теодор Эдвинсон во главе 82-й истребительной авиагруппы, базировавшейся в итальянской Фодже, выполнял эту задачу несколько раз и 7 ноября 1944 года вылетел в очередной раз на помощь советским войскам. К несчастью, на аэродроме Фоджи не получили своевременное сообщение, что советские войска продвинулись вперёд на 100 километров, и по этой причине Эдвинсон, завидев советские войска, принял их за немцев и приказал атаковать.
В 12:40 по дороге Ниш — Алексинац — Делиград — Роянь шли советские части 6-го гвардейского стрелкового корпуса, когда над ними появились разведывательные самолёты Lockheed P-38 Lightning (по свидетельствам югославских военных, эти самолёты служили прикрытием для бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, пролетавших рядом). Советские войска готовились отмечать годовщину Октябрьской революции, по случаю чего, согласно некоторым свидетельствам, их сопровождал оркестр.
Американцы, несмотря на то, что командование средиземноморских ВВС США уже знало, что около Ниша нет немецких войск, по ошибке приняли советских солдат за немецких и открыли шквальный огонь, начав обстрел из пушек, пулемётов, атакуя ракетами и бомбами. В результате авианалёта погибли 34 человека, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова. 39 человек были ранены, а 20 автомашин с грузами оказались сожжены.
Советские войска изначально решили, что их атакуют немецкие «рамы» — истребители Fw-189, похожие по форме на американские P-38 Lightning, однако затем разглядели белые звёзды на самолётах, а вовсе не немецкие кресты. Размахивая знамёнами, советские солдаты пытались убедить американцев, что те по ошибке их обстреливают, но лётчики не замечали или не хотели замечать знаков с земли. В воздух по тревоге была поднята советская авиация.
В одной из современных телепередач говорилось, что в докладе одного из американских пилотов, было написано следующее: "По радиосвязи один из наших пилотов после нападения на колонну несколько раз повторил: "Это русские, мы атаковали русских, повторяю, это русские мы атаковали русских", эта фраза повторялась в эфире несколько раз"

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото

Советские войска оказались в замешательстве, поскольку не ожидали появления немцев около Ниша, к тому же массовое появление Fw-189 было неожиданным, поскольку немцы физически не могли отправить столько машин в бой. Не сразу советские войска поняли, что по ним ошибочно ведут огонь американцы.
Первыми тревожные звуки услышали солдаты 707-го штурмового авиационного полка (свидетелем также был и будущий Герой Советского Союза Николай Шмелёв), которые слушали речь заместителя командира по политподготовке подполковника Сивуда. По тревоге в бой был поднят 866-й иап, также обстрел начали силы ПВО с аэродрома Ниша. Зенитчикам удалось сбить один американский самолёт, который упал в километре к северу от аэродрома.
В 13:00 самолёты Як-9 и Як-3 из 866-го иап взлетели в воздух и направились в сторону американцев. Заместитель командира полка Дмитрий Сырцов отдавал приказы не атаковать американцев, а убедить их покинуть позиции, но после того, как был сбит один из «Яков», советские самолёты вступили в бой с американцами. Убрав шасси, истребители набрали у земли максимальную скорость и свечой полезли вверх. Первой же атакой были сбиты два американских самолёта, а вскоре на помощь звену подоспел и самолёт аса Александра Колдунова. Американцы, сбросив бомбы, пытались защищаться, однако после усиленных атак направились в сторону Ниша. По пути один из советских самолётов огнём из 37-мм пушки сбил третий «Лайтнинг», однако был подбит из пулемёта другого самолёта.
Только когда старший лейтенант Сурнев Н.Г. подлетел к ведущему «Лайтнингу» и жестами объяснил пилоту того самолёта, что это были советские солдаты, а не немецкие, американцы приняли решение уходить на юг. Проводив их до вершины горы, советские самолёты повернули назад. Одного из американцев, чей самолёт был сбит, подобрали советские солдаты и доставили на аэродром, где вскоре приняли решение отправить его в штаб 17-й воздушной армии.
Повторная атака произошла довольно быстро: порядка 40 «Лайтнингов» перелетели через горный хребет и снова атаковали советских солдат. Однако лётчики быстро пролетели в сторону американцев и показали им свои опознавательные знаки, после чего американцы быстро покинули место боя. В сторону некоторых пилотов советские лётчики вынуждены были сделать несколько предупредительных выстрелов из пушек и очередей из пулемётов.

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото

Командование ВВС США вынуждено было приносить извинения перед советским командованием за случившееся. Представители ВВС США назвали это «досадным инцидентом» и сказали, что американские лётчики допустили грубую ошибку: они якобы собирались атаковать немцев, которые шли из Греции в Триест. Однако греческая территория начиналась примерно в 400 км к югу от Ниша, что вынудило советские войска задуматься о правдивости такого заявления. Вторая группа должна была, по крайней мере, не повторить ошибку первой, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь, и по этой причине советские войска продолжили расследование.
Участник того боя летчик Борис Смирнов в своих мемуарах писал, что в кабине сгоревшего 'лайтинга' нашли карту, где штаб 6-го гвардейского стрелкового корпуса был обозначен как воздушная цель. Наше командование предъявило претензии, после чего американцы извинились, аргументируя, что эскадрилья сбилась с пути. Но подобных ошибок становилось все больше.
Комиссия 17-й воздушной армии по итогам расследования обнаружила следующее: пилотам самолётов выдали задание обстрелять немцев на дороге Скопье-Приштина, однако схема дорог района города Ниш якобы оказалась похожей на схему дорог около Скопье, чем и была обусловлена ошибка. Расстояние между Нишем и Скопье было гораздо меньше, чем до границы с Грецией (150 км), но было довольно крупным, что всё равно делало объяснение неправдоподобным. Тем не менее, руководству армии было дано указание наградить советских лётчиков и не афишировать факт, чтобы не допускать раскола в антигитлеровской коалиции.
14 декабря 1944 года посол США в СССР Аверелл Гарриман принёс извинения «по поводу несчастного случая, происшедшего на Балканах» от имени президента США Франклина Рузвельта и генерала армии США Джорджа Маршалла, а также предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта, воевавшего в Югославии, группу офицеров связи для координирования действий советских войск и союзных военно-воздушных сил. Но Сталин отклонил это предложение, заявив, что была уже установлена линия разграничения действий авиации союзников.

Воздушный бой над Нишем. Малоизвестная страница истории Второй мировой вторая мировая, вторая мировая война, история, фото

Существует версия, что командование на верхнем уровне не знала о планировании такой операции, и, что это все спланированная акция немецких диверсантов внедренных в армию США, с целью раскола антигитлеровской коалиции. Именно такой версии до сих пор придерживаются американская сторона.

На фото мемориал советским воинам, погибшим после освобождения Ниша 7 ноября 1944 года под ударами американских бомбардировщиков



Источник: http://fishki.net/2441851-vozdushnyj-boj-nad-nishem-maloizvestnaja-stranica-istorii-vtoroj-mirovoj.html © Fishki.net

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх