Великие тени истории

7 046 подписчиков

Свежие комментарии

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

Подвиги советских летчиков в небе Кореи полвека были засекречены

70 лет назад на Корейском полуострове впервые в истории лицом к лицу в военной схватке встретились две системы – социалистическая и капиталистическая. На стороне Северной Кореи выступили СССР и КНР. Китай взял на себя решение сухопутных задач, а наша страна взяла на себя задачу авиационного прикрытия союзников против ударов с воздуха по важным военным объектам и коммуникациям. Во время этой войны впервые широко применялась реактивная авиация. Также впервые в небе Кореи в воздушных боях столкнулись советские и американские летчики.

Один из главных героев этой войны – уроженец сибирского городка Бодайбо пилот истребителя Миг-15-«бис» Евгений Пепеляев. По итогам операции в Корее он оказался самым результативным ее участником среди авиаторов.

Больше, чем Евгений Пепеляев, реактивных самолетов не сбил никто за всю мировую историю!  

В нашей стране об участии советских воинов в Корейской войне известно сравнительно мало. Многие документы до сих пор засекречены. Летчики, направленные в Корею, давали подписку о неразглашении. Также им было запрещено фотографироваться в военной форме.

ДОРОГА В НЕБО

Евгений Георгиевич Пепеляев родился 18 марта 1918 года в рабочем бараке на золотых приисках Бодайбо.

Трудное сибирское детство закалило характер, а увлечение охотой научило принимать быстрые решения, уметь скрадывать зверя и выбирать момент для точного выстрела. Эти качества очень пригодились будущему летчику-истребителю.

Примером Евгению был старший брат Константин – военный летчик, погибший в 1941 году в воздушном бою над озером Ильмень. Это под его влиянием младший брат поступил в аэроклуб, а в 1938 году закончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. Служить был направлен на Дальний Восток в Белогорск. И там случилась встреча, определившая карьеру молодого летчика на всю оставшуюся жизнь. В учебном бою он подчистую переиграл будущего маршала авиации Евгения Савицкого, тогда еще капитана, замкомполка. Самолюбивый и злопамятный Савицкий, продвигавший в званиях и должностях партнеров по преферансу, занимая высокие должности всю жизнь изощренно тормозил карьеру аса № 1 реактивной эпохи. Поэтому Евгений Пепеляев 30 лет проходил в звании полковника, а пенсию получил как командир эскадрильи, а не дивизии.

В Великую Отечественную Пепеляеву удалось побывать на боевой стажировке в ноябре 1943 года на Белорусском фронте. Но на передовой воцарилось затишье, и за 10 вылетов не случилось ни одного столкновения с противником. Летом 1945-го будучи замкомандира 300-го истребительного авиационного полка (иап) он совершил около 20 боевых вылетов в ходе войны с Японией. И впоследствии был назначен командиром полка.

В декабре 1947 года Пепеляев окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, где вместе с ним учились 76 Героев Советского Союза и был направлен на должность комполка, но  назначенным оказался лишь заместителем командира 196-го иап в подмосковном Волосове.

В начале 1948 года вышло правительственное постановление о борьбе с аварийностью в ВВС, строго каравшее командиров. Результатом стало сокращение полетов и упрощение учебных заданий. И это совпало с переучиванием на новую реактивную технику. Евгений Пепеляев писал в воспоминаниях: «По опыту боевой подготовки 196-го авиаполка я могу твердо сказать, что летный состав за период 1946–1950 годов в боевой подготовке деградировал». При этом сам Пепеляев совершал полеты по программе испытаний самолетов Як-15 и Ла-15. Следующим реактивным самолетом стал в мае 1950 года легендарный МиГ-15, которым Евгений Пепеляев овладел очень быстро и сам стал учить других летчиков.

В октябре 1950 года при посадке у МиГ-15 Пепеляева оказались убраны шасси. Поскольку соответствующего индикатора не существовало, он этого не заметил и приземлился «на пузо». Самолет сгорел. Результатом стали "строгое взыскание с денежными вычетами" и назначение командиром 196-го гв. иап,  конструкторы внесли соответствующую сигнализацию, а инструкция для летчиков была доработана.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, готовящейся к боевым действиям в Корее. Командиры полков сами отбирали добровольцев, 90% которых имели боевой опыт Великой Отечественной.

Справедливости ради следует сказать, что войну развязал лидер Северной Кореи Ким Ир Сен. Южанам было нанесено тяжелое поражение, но тут вмешались американцы и их союзники под флагом ООН. И теперь тяжкое поражение понес Север. Его судьба висела на волоске. В процесс вмешался Китай, направивший воевать миллион добровольцев. А Советский Союз поделился оружием и специалистами.

Это была первая война реактивной эры. В ней реактивная техника массированно применялась всеми сторонами, к чему США оказались совершенно не готовы. После почти безнаказанных бомбардировок японских и немецких городов они ожидали столь же легкого похода и на Корею. Не получилось.

Для Советского Союза и КНР было жизненно важно сохранить КНДР как буферную зону со страной, находящейся под полным контролем и в подчинении США. С этой точки зрения советские летчики воевали за геостратегические интересы своей Родины. В конечном счете граница между двумя Кореями установилась по 38-й параллели, там же, что и до войны.

МИГИ ИДУТ В АТАКУ

Полк Пепеляева прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае под новый 1951 год. Всех переодели в своеобразную китайскую военную форму с хромовыми сапогами красного цвета. Летчики собирали привезенные в контейнерах самолеты, облетывали их, готовились к боевым действиям. Огромную роль сыграл в этом сам Евгений Пепеляев. Он начинал с индивидуальной подготовки каждого из своих 30 летчиков, затем учил их взаимодействовать в группе. За три месяца все пилоты полка были подготовлены по нормативам 2-го класса, а почти треть вполне соответствовала 1-му классу. Это стало основой будущих побед. Боевые показатели 196-го полка поразительны: 108 сбитых самолетов противника, а свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

Задачи в войне Евгений Пепеляев формулировал так: «Мои летчики и я прекрасно понимали, что мы воюем не за свое Отечество, не за своих близких, а защищаем наших друзей-товарищей, выполняя приказ командования, своего правительства. Поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Не призывал жертвовать собой ради уничтожения самолетов противника, но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих товарищей, а главное – не дать бомбить обороняемые объекты, вытеснить противника боями из своего района. Тактика наших воздушных боев была больше оборонительной, чем наступательной. Я ставил задачу – после войны всем вернуться домой с победой».

К 1 апреля 1951 года полк в составе 30 МиГ-15 передислоцировался  на аэродром Аньдун близ границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

В первых же боях  проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45. Советский истребитель успешно сражался со штурмовиками F-80 и F-84, с палубными истребителями F9F «Пантера». Но в бою против истребителей F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя. Боевые столкновения с ними были трудным делом и не всегда заканчивались победой советских летчиков. Поэтому Пепеляев сразу начал бомбардировать начальство требованиями перевооружить полк на более современные МиГ-15 "бис" с двигателем ВК-1. Впрочем, руководство и само понимало необходимость такой замены. Она произошла уже в конце апреля.

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

                     Миг-15 "бис" на взлетно-посадочной полосе 

У командира полка много забот, тем более на новом месте базирования. Поэтому поначалу Евгению Пепеляеву редко удавалось летать самому. Первый воздушный бой состоялся у него лишь 20 мая 1951 года. Летчики 196-го полка двумя восьмерками вылетели на помощь 20 истребителям 18-го гв. иап, которые сошлись с почти 40 «Сейбрами». Первую восьмерку вел Евгений Пепеляев и с ходу бросил ее в бой с 12 самолетами противника. Зайдя в хвост одному из F-86, он с расстояния 500–600 м поразил его пушечной очередью.

По результатам дешифровки пленки кинофотопулеметов (КФП) Пепеляеву была засчитана победа. Однако, как было установлено позднее, американскому пилоту удалось дотянуть до базы и сесть. Но самолет был серьезно поврежден, не подлежал ремонту и списан. Так что победа засчитана вполне законно.

НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ

В августе американское командование, сосредоточив более тысячи самолетов, приступило к операции «Стрэнгл» («Удушение») с целью прекратить движение транспорта на территории КНДР, прервав снабжение китайских и северокорейских войск. Начались массированные атаки на коммуникации. Для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две. В воздушных боях иногда сходились более 100 самолетов.

6 октября полковник Пепеляев сбил два F-86A. Американский летчик Билл Гаррет, попавший под огонь его пушек, позднее описал этот бой. Он пытался уйти на подбитой машине: «Береговая линия приближалась быстро, но до нее все еще оставалось несколько миль. Тогда я увидел, что Желтое море было в период отлива… Здесь была огромная полоса береговой грязи, довольно гладкой на вид и мягкой, и подходила для вынужденной посадки».

Истребитель плюхнулся в ил. Билл Гаррет выгреб в открытое море на резиновой лодке из спасательного комплекта, и его вскоре подобрала амфибия поисково-спасательной службы. А советским специалистам достался практически целехонький «Сейбр» с действующей авионикой. Вскоре он был доставлен в Москву и послужил развитию советской авиации. Это была уже пятая победа Евгения Пепеляева, то есть он заслужил звание аса.

Больше всего побед Евгений Георгиевич одержал в ноябре 1951 года. К этому времени он приобрел серьезный боевой опыт, отлично изучил тактические приемы противника, его слабые и сильные стороны. А главное – он отлично знал свой МиГ-15"бис", выполнял на нем любые фигуры высшего пилотажа и отлично стрелял по воздушным целям. И еще один немаловажный фактор – здоровье. Он выдерживал едва ли не запредельные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, какие надевали американские летчики.

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

              Главный противник советских Миг-15 "бис" в небе Кореи -                         американский реактивный истребитель F-86 «Сейбр»

8 ноября были одержаны еще две победы. Необходимо отметить, что боекомплект авиационной пушки Н-37Д составлял 40 снарядов и отстреливался за 9,5 сек. Время отстрела боекомплекта пушек НС-23КМ – 8 сек. Пушек НР-23КМ – 5,6 сек. Надо суметь сблизиться с маневрирующим противником, поймать в прицел и одной короткой очередью поразить. Тогда останутся снаряды на еще одну такую очередь в 3–5 сек., чтобы в одном бою успеть сбить два самолета. Пепеляев стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое способен только настоящий ас. Впрочем, в тот день Пепеляев победил в двух боевых вылетах с разницей в два часа.

А вот 28 ноября он в одном бою сбил подряд F-86E и F-86A. Кроме того, по одному самолету уничтожил 27 и 29 ноября. Итого: четыре победы за три дня. А 1 декабря сбил уже 15-й по счету самолет – F-80 «Шутинг Стар». Пилот выбросился с парашютом и попал в плен.

В начале 1952 года полк, находившийся в Корее уже 12 месяцев, сражался на пределе сил. У истребителей была очень тяжелая работа. Полеты и воздушные бои на высотах 7–9 тыс. м, перегрузки на виражах, нервное напряжение. Не удивительно, что из-за перепадов давления постоянно болели уши, шла носом кровь, болел позвоночник, ломало все тело. Летали на обезболивающих уколах. И выбывали из строя – по состоянию здоровья все больше летчиков медики не допускали к полетам. В январе вылетать могли максимум две восьмерки МиГов. В бой их всегда вел командир полка.

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

                        Разбор полетов в 196-м авиаполку 

11 января 1952 года 196-й полк провел последние воздушные бои. В этот день Евгений Пепеляев «срубил» 19-й самолет противника. А 1 февраля дивизия отбыла на Родину. Закончились 414 дней командировки на войну. Полк Пепеляева имел больше всех побед и самые малые потери среди истребительных полков. Сам Евгений Георгиевич выполнил 109 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 19 побед. Это по подсчетам зарубежных историков авиации, работавших с архивами и анализировавшими воспоминания летчиков США и других стран. Официально на его счету 20 побед. В других источниках называют 23 победы. Пепеляев признавался, что дважды отдавал свои пленки кинофотопулеметов, фиксировавшие попадание, ведомому Александру Рыжкову, который его прикрывал  в бою и не имел возможности атаковать противника, а при этом рисковал гораздо больше. Рыжков погиб в декабре 1951 года. На его счету три лично сбитых самолета и три в группе.

Подсчет велся на основании пленок КФП. В скоротечном бою на высоких скоростях зачастую пилот не видел, попал он в самолет врага или нет. Бывало так, что американцами засчитывались семь сбитых МиГов, когда, по советским данным, был потерян всего один самолет. Если янки считали, что МиГ получил сильные повреждения, то записывали как 0,5 победы. Такими половинками американские летчики и набирали себе приличный "счет".

Среди причин успешной боевой работы своего полка Пепеляев называл высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по несколько тренировочных вылетов в сутки. «Керосина» на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал командующий авиацией МВО В. И. Сталин — по мнению Пепеляева, жёсткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

Вспоминая рассказы отца о Корейской войне, дочь Е. Г. Пепеляева Елена отмечала, что он отдал приказ лётчикам своего полка не добивать подбитые американские самолёты и лётчиков, в то время как американцы нередко расстреливали советских лётчиков, покидавших на парашютах свои подбитые самолёты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального правительственного задания, полковнику Е. Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1958 году Е. Г. Пепеляев окончил Военную академию Генштаба и был назначен на должность командира 133-й истребительной авиационной дивизии, дислоцированной в Ярославле. С осени 1960 года он — начальник авиации 78-го истребительного авиационного корпуса ПВО в Брянске. В 1961 году, получив травмы при аварии самолёта, был списан с лётной службы, после чего служил на Центральном командном пункте Войск ПВО СССР. Уволен прославленный летчик из ВС СССР  в 1973 году.

За свою лётную жизнь полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.

После увольнения Е. Г. Пепеляев жил в Москве, работал в закрытом военно-авиационном НИИ.  4 января 2013 года на 95-м году Евгений Георгиевич ушел из жизни. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

"Корейский" летчик Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

                                              Светлая память!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх