Свежие комментарии

  • Отари Хидирбегишвили4 марта, 18:50
    (Часть-2)Ведь именно поэтому кровавый диктатор и авантюрист Сталин в 1950 году приказал полностью уничтожить учетные ...Кронштадтский мят...
  • Валентин Красин4 марта, 18:29
    Для чего держите этого полоумного тролля на сайте??? Для прокуратуры??? Какие репреси, если у никитки по локоть руки ...Главные «политиче...
  • Валентин Красин4 марта, 18:07
    Какие все русские "гадкие"!!! Особенно у сказочников русофобов...Историк писал про "просвященного" монарха людовика:"...Самые скандальные...

Какой актёрский подвиг совершил Павел Луспекаев на съёмках «Белого солнца пустыни»

Какой актёрский подвиг совершил Павел Луспекаев на съёмках «Белого солнца пустыни»

Какой актёрский подвиг совершил Павел Луспекаев на съёмках «Белого солнца пустыни»

Многие советские актеры участвовавшие в Великой Отечественной Войне, обладали невероятным мужеством и еще — мощным талантом. Павел Луспекаев был одним из таких харизматичных артистов, способных работать, шутить и балагурить, даже  испытывая страшную боль от военных ран. Зрители даже не догадывались о муках, которые он так стойко переносил.

Юный боец

Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Ростовской области. Его отец был простым мясником, мать, донская казачка, занималась хозяйством. Сам Павел в начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище. В 1943 году, когда ему исполнилось 16 лет, он ушел добровольцем на фронт. Луспекаев участвовал в военных операциях, попал в один из партизанских отрядов, и во время очередного боя был тяжело ранен в руку. Разрывная пуля раздробила локтевой сустав, и будущий актер, оказавшись в Саратовском военном госпитале, большим трудом убедил врачей не делать ампутацию и спасти руку. После выздоровления его направили служить в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта, но он все равно участвовал в разведывательных и боевых операциях. В одной из таких, пролежав несколько часов на снегу, он сильно обморозил ноги.

Но в тот период жизни молодой организм справился с проблемой.

Актер-инвалид

В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии, а в 1946 поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Уже тогда режиссеры-педагоги выделяли его среди сокурсников. Но чем старше становился Луспекаев, тем чаще его беспокоили когда-то обмороженные ноги, уже в 26 лет ему диагностировали атеросклероз сосудов нижних конечностей.

В 1962 году после окончания съемок фильма «Капроновые сети» актер попал в больницу — кровообращение в ногах нарушилось и начался некроз тканей. Тогда ему провели ампутацию нескольких пальцев и части их фаланг. 1 марта 1965 года Павел Луспекаев вышел на пенсию по инвалидности, однако профессию не оставил.

В 1966 году во время съемок фильма «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь появились некротические изменения на ногах и его положили в больницу. Доктора настаивали на ампутации обеих ног до колен, но актер категорически отказывался от такой операции. И лишь когда до критической стадии с заражением крови оставались считанные часы, он согласился на ампутацию остальных пальцев и части ступней. И хотя оперативное лечение оказалось весьма успешным, у Павла Луспекаева развились страшные фантомные боли, из-за которых он был вынужден принимать обезболивающий препарат на основе опия. Постоянные недомогания и необходимость употреблять наркотик практически поставили крест на его актерской профессии, да и на жизни тоже. В ту пору Павел Луспекаев записал в своем дневнике следующее: «…В течение суток вколол около 16 кубиков. Я погряз в этой мрази и хочу, чтобы побыстрее наступил конец…»

Шанс все вернуть

И сам актер, и его жена, а также друзья прекрасно понимали, что только возможность вернуться на актерскую стезю сможет остановить его стремительное приближение к гибели. Но без ступней и пальцев ног невозможно передвигаться. И тогда появилось решение – заказать протезы, и не где-нибудь, а во Франции. Этому поспособствовала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Когда актер получил протезы и начал заново учиться ходить, его навестил кинорежиссер Владимир Мотыль. К тому моменту у него уже имелся первый вариант сценария фильма «Белое солнце пустыни», написанный кинодраматургами Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым. У постановщиков было понимание, кто должен играть главных героев, эпизодическая роль бывшего таможенника Верещагина еще была свободной.

В своем дневнике Луспекаев сделал такую запись: «…Только что ушли киношники. Предлагают попробоваться на небольшую, но очень интересную роль. Я завелся. Много говорил. Волнуюсь, что мои ноги могут не дать сниматься…»

Актер был утвержден на роль в фильме «Белое солнце пустыни» и начал готовиться к экспедиции.

Съемки

Декорации среднеазиатского городка Педжент были построены в Дагестане, неподалеку от Махачкалы, многие сцены снимались на побережье Каспийского моря.

Павел Луспекаев намеренно отказался от всех обезболивающих и шагал по жаре в высоких сапогах, в которых скрывались протезы. Вместе с другими актерами и техническим персоналом он каждый день ходил к месту съемок около полукилометра пешком, хотя кинорежиссер втайне заказал рабочим цеха декораций изготовить для актера что-то наподобие сидячих носилок. Но Луспекаев даже слышать не хотел о том, что ему будут делаться какие-то поблажки. От всех предложений сценаристов переписать его героя Верещагина в инвалида Первой Мировой Войны или показать раненым басмачами в обе ноги, чтобы оправдать хромоту и немощь актера, он категорически отказывался. Его бывший таможенник – сильный мужчина, как и он сам, отлично двигался в кадре, пусть и шатался иногда, словно с похмелья. Поэтому даже драку на качающемся корабле, где палуба постоянно уходила из-под ног, Луспекаев все равно сыграл самостоятельно. Дублер Александр Масарский ему понадобился лишь в одной сцене, где Верещагин ногами скидывал с баркаса басмачей. У Луспекаева носки «пустых» сапог прогибались при упоре и в кадре были сняты ноги дублера. Во всех остальных сценах с Верещагиным, даже там, где у него на лице кровь – все натуральное. Свободное время Луспекаев, как и многие другие «киношники», проводил в кафе, и в одном из них возникла драка. Актер оказался в нее замешан и получил небольшую царапину на лице — рядом промелькнуло лезвие ножа. Но этот факт лишь добавил правдивости в роль, которую с таким вдохновением играл Луспекаев. По его же настоянию ему добавили несколько реплик, и песню Верещагина актер тоже исполнил сам.

Этот труд для него оказался неимоверно тяжелым. Как рассказывали члены съемочной группы, после каждой смены Луспекаев садился на берег, снимал протезы и опускал ноги в воды Каспия. И, как он предполагал, съемки в этом фильме стали для него шансом доказать всем, и в первую очередь себе, что он – настоящий артист, все может и уже вернулся в профессию.

Цель достигнута

14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялся специальный премьерный показ фильма для государственной комиссии. В Москве на широкий экран «Белое солнце пустыни» выпустили 30 марта 1970 года. Несмотря на негативное отношение критиков к ленте, зрители сразу полюбили этот фильм. Все актеры заслуженно обрели успех.

Теперь Владимир Мотыль предложил Павлу Луспекаеву сняться в своем следующем фильме «Лес» в роли Несчастливцева. Андрей Кончаловский рассматривал этого актера на роль врача Астрова в своем «Дяде Ване». Татьяна Лиознова панировала пригласить его попробоваться на роль Мюллера в телесериале «17 мгновений весны». Театральный режиссер Георгий Товстоногов позвал Павла Луспекаева сыграть в БДТ Отелло и Бориса Годунова.

Но 17 апреля 1970 года, буквально через несколько недель после премьеры «Белого солнца пустыни», актера не стало. Павел Луспекаев скончался в Москве, в гостиничном номере, от разрыва сердечной аорты в возрасте 42 лет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх