Великие тени истории

7 052 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей
    Эх....Как США предлагал...
  • владимир ковалев
    Кто забывает легендарное прошлое, тот не может иметь светлое будущее.Ковпака на вас нет!
  • Александр Дерюгин
    Где-то кони пляшут в такт, Нехотя и плавно. Вдоль дороги все не так, А в конце - подавно. И ни церковь, ни кабак - Ни...Почему Маленков м...

Русско-византийская война (860)

Русско-византийская война (860)

Русско-византийская война (860)

Все мы, изучая историю нашей Родины, начинали обычно со страниц, повествующих о призвании варяжских князей во главе с Рюриком на Русскую землю, о походе Олега на Царьград и т.д. А что было до этого? Откуда возникло племя славян и руссов, неожиданно явившееся в IX веке на гигантских пространствах от Адриатического моря до Волги? Основываясь на анализе античных документов и археологических открытий,

Д.И. Иловайский выступил с утверждением, что ещё в доисторический период существовало три Руси: Днепровская (Русь),

Новгородская (Славия) и

Славия (Салау) на карте Идриси (во втором кружке слева). Черное и Азовское моря сверху.

Тмутараканская (Таманская).

В своё время славян и Русь оттеснили с Юга и из многих западных земель римляне и их потомки, дикие кочевники, татары... Поэтому, укрепляя свои границы и государственность в XVII и XVIII веках, Русь лишь возвращалась на свои исконные земли - Кубань, Приазовье и Причерноморье, Крым, устье Невы, Двину...

Из предисловия к книге Д.И. Иловайского "История России. Начало Руси."

Д.И. Иловайский (1832 - 1920 гг.

) "История России. Начало Руси." 1996 г

Русско-византийская война (860)


Тризна русских дружинников. Картина Г.Семирадского.
Дата июнь 860 года
Место Константинополь,Византия
Причина грабительский набег
Итог русь отступила
Территориальные
изменения
нет
Противники
Византийскаяимперия Русь
Командующие
императорМихаил III
эпарх Ориха
предположительноАскольд и Дир
Силы сторон
до 8 тыс.
воинов

Поход руси против Византии 860 годанабег русов на окрестности византийской столицыКонстантинополя в июне 860 года.

Набег известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. Описание похода наКонстантинополь в наиболее ранней древнерусской «Повести временных лет» заимствовано извизантийской хроники Продолжателя Амартола.



Русско-византийская война (860) - первое документально зафиксированное крупное нападение Руси на Византию под командованием князей Аскольда и Дира, которые летом 860 года в течение недели осаждали Константинополь и разоряли его окрестности.

Ход сражений

Предыстория
В 860 году Византийская империя вела войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле стороны произвели обмен пленными, но уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покинул Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Для охраны Константинополя был оставлен эпарх Ориха.

В этот момент, когда армия и император были в 500 км от столицы, и нападает флот русов.

Двухнедельная осада
На закате 18 июня 860 года от 200 до 360 кораблей русов причалили к берегам Босфора. В каждом корабле могло находиться до 40 воинов.

Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.

Русско-византийская война (860)



Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей.

Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели.

4 августа 860 года русы по неизвестным причинам отступили. По одной версии — из-за возращения византийского императора, по другой — из-за бури, которая уничтожила многие их корабли.

Русско-византийская война (860)



Последствия
В письме от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III имеется упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками, которые ушли, избежав всякой мести. В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона нападающие «вернулись с триумфом».

В походе принимали участие варяги. Итальянский историк Флавио Бьондо в сообщении о набеге варягов на Константинополь в 860 году заметил, что они после того вернулись к себе на родину.

Достоверность событий

Повесть временных лет повествует так:

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода» , по убедительному мнению русского историка Шахматова, содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца[18], призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.

Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий — патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведен фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожившей «безбожных росов» у стен осажденного города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI — начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как заметил К. Цукерман, русские летописцы, воспользовавшись византийским источником (в данном случае, наименее достоверным), превратили успешный набег русов в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

Русско-византийская война (860)

По Татищеву, «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами». Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком. Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи». Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг.И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании,старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю-городу с родом своим. И поидоста по Днепру...». Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо-русской (шведской) колонии. По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой-либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя.

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград.Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Рассказ представляет из себя легенду, которая, вероятно, сохраняет отзвук реальных исторических деталей. Что касается хазарской дани, мы уже видели, что скорее всего, дань для хазар собиралась мадьярским воеводой Оломом. Возможно, Аскольд и Дир правили Киевом от имени Олома. Когда позднее Олег захватил Киев, он сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья, и не княжеского рода», - и его слова следует понимать в том смысле, что Аскольд и Дир не считались независимыми правителями, а, скорее, чьими-то заместителями. Но если так, то чьими же? После того, как они были убиты по приказу Олега, их тела принесли ко дворцу Олома на Угорской горе.

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра изРадзивилловской летописи (XV век).

Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя. Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую-то реальную поддержку. Ожидать помощи можно былотолько от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше,

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю. О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели, посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того),

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

если мы допустим, что такой набег действительно имел место. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю. Представляется, чтокампания 860 г. была хорошо подготовлена, и для нее

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь. Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фракийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе. С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобыне допустить каких-либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору. 18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей,

Царьград.jpg

The Rus under the walls of Tsargrad. Detail from a medieval Russian icon.

Русы под стенами Константинополя.
Дата 18 июня 860 года
Место Константинополь, Византия
Причина грабительский набег[1]
Итог русы отступили
Изменения нет
Противники

Византийская империя

русы

Командующие

Михаил III
эпарх Ориха

предположительноАскольди Дир

Силы сторон

неизвестно

200-360 кораблей
до 8 тыс. воинов

появился перед стенами Константинополя. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города.Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы. Чотбы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной-Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли.

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде . 4.1.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год

Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом. На какое-то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.

Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополяпроизошло по инициативе самих русов:

«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко быловзять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадатьему или не пострадать ... Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от ихвеликодушия ... город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушияусиливает болезненное чувство пленения.»[7]

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и ФеодосийМелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», ивместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно подняласьсильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют еще более поздние«Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».

С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора восажденную столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит оспокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание онедавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякоймести (nulla fit ultio). В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлениивизантийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho adpropriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народросов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесномнаказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийскиххронистов.

Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подходавизантийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либонадеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарныйпобедоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известного только по «Повести временных лет»,но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.

Источники: 1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1130653

2. http://www.the-submarine.ru/cat/t1809/

3. http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх