Трагедия «Струмы»: гибель евреев, избежавших Холокоста

76 лет назад в Черном море погибло судно «Струма», на борту которого находилось более 700 еврейских беженцев, направлявшихся в Палестину.

Британское правительство отказало им в праве въезда в Палестину, опасаясь реакции арабского населения.

Турция не разрешила высадиться на свой берег и отбуксировала судно с неработающим двигателем в море.

Считается, что финальной точкой трагедии стала торпедная атака советской подлодки, которая приняла «Струму» за вражеский транспорт, хотя официально это не признало ни советское, ни российское руководство.

В результате из всех находившихся на борту спасся только один человек.

Судно «Струма» ходило под панамским флагом. Оно было отнюдь не самым комфортным для морского путешествия — свидетели описывают, что там даже не было туалетов.

Как выяснилось уже в открытом море, у «Струмы» также барахлил двигатель, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе судна.

Тем не менее, выбирать в то время не приходилось — в декабре 1941 года для многих уже было очевидно, что с территории стран, подконтрольных Германии, евреям надо было срочно бежать.

Когда судно вышло в море, мотор сломался в первый раз. Прибывшие на борт механики сумели починить его, и «Струма» добралась до Стамбула, где мотор сломался окончательно.

В Турции выяснилось, что беженцы не смогут попасть в Палестину. Турецкие власти также отказались разрешить им сойти на берег.

Турецкие историки говорят, что запутанная международная ситуация, наличие большого числа других беженцев в Турции, нейтралитет Стамбула, статус людей, бежавших из Румынии, а также другие обстоятельства не позволили оставить людей в этой стране.

Гибель
Судно простояло в стамбульском порту около 70 дней. Все это время турецкие власти вели переговоры с британцами о судьбе беженцев.

В конце концов, турки согласились пустить к себе лишь пару десятков человек. Когда в конце февраля «Струму» отбуксировали в Черное море, на ее борту было более 760 беженцев.

24 февраля судно погибло в результате взрыва. Самой распространенной версией является взрыв торпеды, выпущенной с советской подлодки Щ-213.

О том, что «Струму» потопила именно торпеда, рассказал единственный выживший — 19-летний беженец из Кишенева Давид Столяр. Он сказал, что видел торпедный след на воде.

Согласно записям судового журнала подлодки, в этот день она действительно атаковала несколько судов. Прямых доказательств того, что именно Щ-213 уничтожила судно с беженцами, нет.

Бегство морем
В конце 1930-х и самом начале 1940-х годов, когда Румыния стала союзницей Германии, многие евреи стали уезжать из этой страны. И многие из них пытались сделать это морем.

«Струма» — далеко не единственное судно, которое направилось в Палестину из Румынии через Босфор. И не единственное, чье плавание закончилось трагически.

Палестина не была единственным местом, куда евреи пытались уплыть из Европы.

Журналист Антон Носик рассказал Би-би-си о попытках евреев бежать в Соединенные Штаты, причем, не все они заканчивались успешно — США, по его словам, принимали не всех беженцев.

Историк из фонда «Холокост» Илья Альтманн, в свою очередь, рассказывает, как в апреле 1941 года из Советского Союза в Японию был отправлен морской транспорт с беженцами из Литвы, которых спас вице-консул Японской империи в Литовской Республике Тиунэ Сугихара.

По его словам, Япония также поначалу отказалась их принять, однако СССР настоял на том, чтобы японские власти разрешили им въехать на территорию империи.

Ограничения
По данным Северина Гокберга, историка из Центра по изучению Холокоста в Вашингтоне, за время войны до берегов Палестины из Европы добралось 51 судно с 27 тыс. пассажиров.

В то время территория управлялась Великобританией по мандату Лиги Наций. При этом Британия установила ограничения на въезд евреев в эту область.

«Они не хотели усложнять отношения между евреями и арабами, они считали, что в Палестине и без того достаточно евреев. В 1930-х годах были серьезные восстания арабов, которые нападали на евреев. И Британия всерьез опасалась этнических беспорядков», — рассказал британский историк Джеффри Хоскинг.

Еще одним обстоятельством, которое осложняло иммиграцию в Палестину, были квоты на выезд евреев из Германии, согласованные в 1930-х годах.

«Была квота на 25 тыс. [в год], которая затем была увеличена еще на 14 тыс. И все попытки, например, детей отдельно вывезти, натыкались на позицию, что есть квота, и пусть хоть все дети будут, нам все равно, но не больше», — рассказал Илья Альтманн.

Еще одой проблемой были деньги. «Для въезда в Палестину было необходимо 800 фунтов, а из Германии евреев выпускали с 20-ю марками», — сказал историк.

Роль Британии
В настоящее время многие израильские историки, которые изучают Холокост, считают, что, несмотря на объяснения Британии, именно эта страна несет большую часть ответственности за гибель беженцев со «Струмы».

Историки отмечают, что эта политика в отношении беженцев продолжалась и после войны, проявившись в еще одной противоречивой истории с судном «Эксодус» в 1947 году.

Оно перевозило около 4 тыс. евреев, выживших в Холокосте, из Европы в Палестину, которая в тот момент все еще находилась под британским управлением.

Британские власти отказались пускать судно в палестинские порты, и вернули его в Германию. Там их разместили в лагерях.

В конце концов после того, как эта история вызвала осуждение во многих странах, британцы отправили евреев на Кипр, где они находились вплоть до создания государства Израиль в 1948 году.

Эта история вдохновила американского писателя Леона Юриса на написание книги «Исход», которая была экранизована в Голливуде в 1960 году.

Одноименный фильм с участием Пола Ньюмена получил «Оскара» за саундтрек, написанный Эрнстом Голдом.

Павел Аксенов

http://isroe.co.il/tragediya-strumy-gibel-evreev-izbezhavshi...

 

Источник ➝

Почему марш пленных в Москве получил название «Большой вальс»

 

В скрижалях истории шествие немецких военнопленных по московским улицам в июле 1944 года навсегда осталось как «Парад побежденных». Однако на самом деле эта операция носила и другое название – «Большой вальс». И виной тому увлечение Сталина кинематографом.

Марш военнопленных и его причины

Как утверждает Андрей Мерников, автор энциклопедии «Вторая Мировая война», к 11 июля 1944 года в ходе одной из самых крупномасштабных наступательных операций Великой Отечественной войны, получившей название «Багратион», Советскому Союзу удалось заполучить в качестве пленных более 100 тысяч солдат и офицеров противника.

Однако, по словам Мерникова, власти государств-союзников выразили сомнение в количестве немецких военнопленных, захваченных советскими войсками. В доказательство по московским улицам решено было провести несколько тысяч немецких пленных.

Как указано в издании Владимира Долматова «Сталин. Главные документы», провести по улицам Москвы и Киева пленных немцев, от рядовых до генералов, велел сам Иосиф Сталин. В шествии, которое состоялось 17 июля 1944 года и которое контролировалось сотрудниками НКВД, приняли участие 57600 военнопленных, в том числе 1200 гитлеровских офицеров и 12 генералов. Это уникальное событие вошло в историю как «Парад побежденных», так как в свое время нацисты планировали организовать в Москве парад победителей. Однако данная операция носила и еще одно название - «Большой вальс».

 

Американская лента о «короле вальса»

Такое название, если верить авторам издания «22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война» Алексею Исаеву и Артему Драбкину, операция НКВД получила благодаря американской музыкальной кинокартине «Большой вальс». Сценарий фильма, который вышел на экраны в США в 1938 году, был посвящен жизни и творческому пути известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. Штраус-младший, скончавшийся еще в 1899 году, считался настоящим «королем вальса». Впрочем, в то время вальсы писали многие композиторы, так как этот танец находился тогда на пике своей популярности. Большой же вальс, состоящий из нескольких маленьких, изобрел тоже уроженец Австрии Йозеф Ланнер.

Но фильм не остался незамеченным не только благодаря музыке. Во-первых, лента «Большой вальс» в 1939 году завоевала «Оскар» за лучшую операторскую работу. Во-вторых, сценарий картины отражал один из самых трагических периодов жизни Иоганна Штрауса, когда тот, будучи уже женатым человеком, влюбился в оперную певицу. В-третьих, роль этой самой певицы исполняла Милица Корьюс, эмигрировавшая из Советского Союза. Все перечисленные обстоятельства и многие другие способствовали успеху кинофильма в СССР. Мало того, как утверждает Александр Колесников, автор книги «Евгения Белоусова: судьба актрисы – судьба жанра», «Большой вальс» буквально поразил отечественных зрителей.

Сталин и кинематограф

Не остался равнодушен к музыкальной ленте и Иосиф Сталин. Вождь вообще очень уважал кинематограф. Как пишет Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна», еще до войны в Большом Кремлевском Дворце специально для Сталина был оборудован зал, где вождь вместе с другими членами Правительства смотрел и обсуждал кинокартины, причем как советские, так и зарубежные. Если верить Рою Медведеву, автору книги «К суду истории. О Сталине и сталинизме», режиссер Михаил Ромм утверждал, что в число любимых лент Сталина входили: «Огни большого города», «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и «Большой вальс».

По некоторым свидетельствам, которые приводит в издании «Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминания современников, документов эпохи, версий историков», однажды Иосиф Виссарионович отклонил список советских кинематографистов, представленных к наградам, сказав, что пусть те сначала научатся работать так же профессионально, как работают создатели американской картины «Большой вальс». Возможно, эта история – всего лишь байка. Однако тот факт, что Сталину действительно понравилась картина про Штрауса, не поддается никакому сомнению. Недаром вождь окрестил «Большим вальсом» даже операцию 1944 года.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх